mama

12 мая 2010 г.

Мэрилин Сигал. "Ребенок играет: от рождения до года"(4)

Младше
* Девять месяцев *



*Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.*
Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным
восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно.
* Поиграйте с ребенком в ладушки
*Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
* Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он
устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.
* Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.).
* Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать.


* Десять месяцев *
*ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша.
* Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой.
*
*В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением.
* появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку.
* игры  "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
* Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" -- спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениямв пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты.
*Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос.
* Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
* Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку -- ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
 * Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.*Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.


.* Одиннадцать месяцев *


Мир ребенка


В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал
к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты
большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание
речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился
различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести
всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь
ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться
с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться
от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как
правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего
ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным
содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой,
дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после
тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее
содержании. Занимательные детские книжечки -- переходная ступенька от
игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки,
выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам
нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или
связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь
сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки
Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с
удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может
ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь
читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть
вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки


В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже
удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей
учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая
первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив
ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт,
он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой
игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он
пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать


Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным
образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в
супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать
бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы
удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить
кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из
дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые
осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то
меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или
веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу,
если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать
отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к
желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную
тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или
иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.
Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или
капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет
подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к
разным поверхностям.
Разнообразие -- важный элемент при восприятии мира через прикосновения.
Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится
шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или
гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно
надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые
шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и
представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит
спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы
перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его
там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей
рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если
малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся
поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем
это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя
засунуть большую банку в маленькую.
Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие
коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может
превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать
маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть
обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш
будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка


В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает
потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими
людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии
он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или
беспокоится. Двух-трехмесяч-ному младенцу удавалось подавать лишь отдельные
условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для
общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее,
чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто
речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или
бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с
гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в
бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а
через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу,
смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник
своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о".
Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает
говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду,
„дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня.
А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту,
где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит
„ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов.
Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые
продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или
печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок
радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему
хорошо знакомо. В этом
возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова,
включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок
пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с
новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым
энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое
хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в
общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится
быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за
столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка
посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким
криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко
исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом.
Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе
песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять"
машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте
некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш
постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей.
Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе
силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у
малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем
появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг
начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая
питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель.
Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из
положения -- остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково
поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ


Практические советы


Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу,
как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь
малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно
такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он
видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов.
Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете
постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить
новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому
человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К
сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают
взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и
посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и
едой для малыша.

7 Зак. No 245


193
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть
старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за
их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут
себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое
время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже
обменяются игрушками.

Время игр


Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите
его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается,
он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать
ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он
начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.
Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки.
Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка
к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по
перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок
будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего
ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии
от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите
его дагь вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать
нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе
игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему
машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может
регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску),
размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш
находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен
добраться с вашей помощью
до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра
будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по
краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге.
Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.
Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку
безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что
лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий
стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую
коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится
поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска
стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему
понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит
босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в
пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите
малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и
пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,
стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок
развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте
несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том,
какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их
в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи.
Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать
сейчас, пока малыш еще недоста- точно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому
времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в
случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное
удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите
игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее
положение.

Повседневные дела


Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой
чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием
воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их
пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на
стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные
рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите
по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые
линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или
пусть он украсит крекер с маслом
кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает
чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам
отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему
захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость.
Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В
эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего
интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные
сосуды, малыш знакомится с по-
нятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в
ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и
поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить
координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по
стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать
ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию
координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу,
позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием
прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его
переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее
нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время
переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания,
попробуйте дать ему в руки кусочек
клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет
приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока
вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно
купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние
новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей
самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как
молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть
ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество
проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку
перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни -- отличное занятие во время поездки на
машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему
какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

* Двенадцать месяцев *



Мир ребенка



Часто самая любимая фотография в семейном альбоме это изображающая
ребенка в первый день его рождения, когда он обеими руками залезает в
праздничный торт. В своем стремлении к исследованиям ребенок с головой
окунается в неизведанное. С момента рождения ваш малыш активно изучает
окружающий его мир. В первые месяцы жизни познание мира ограничивалось тем,
что он смотрел вокруг, прислушивался к звукам и знакомился с новыми
ощущениями. В возрасте от трех до шести месяцев его исследования
простираются на расстояние вытянутой руки, которой он пытается потрогать и
пощупать все, включая и лица родителей. Начиная с шести месяцев, ребенок
учится ползать, садиться и вставать на ноги, что дает ему возможность еще
больше расширить свои познания об окружающем мире.
Когда ваш ребенок вступает во второй год жизни, вы обнаруживаете, что
он стал по-новому относиться к своему окружению; теперь он не только
исследует его, но и пытается экспериментировать. Малыш увлеченно вытряхивает
содержимое маминой сумочки, стремясь найти способы, как это сделать быстрее
и эффективнее. Сначала он вынимает предметы по одному, затем запускает в
сумочку обе руки и выгребает ее содержимое. Наконец он встает, держа сумочку
в руках, переворачивает ее и наблюдает за тем, как все, что там еще
осталось, вываливается на пол. Также меняется его поведение по отношению к
окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать
на них влияние, и активно использует это. Несколько месяцев назад он мог
затеять игру с незнакомым человеком, предлагая ему взять игрушку, а затем
забирая ее обратно. Теперь мы видим, что во время игры малыш начинает
озорничать. Он неожиданно протягивает гостю печенье. Как только тот
собирается откусить кусочек, малыш отдергивает'руку и смеется. Желание
ребенка подразнить гостя очевидно.
Малыш начинает подражать взрослым, что указывает на его способность
анализировать их поведение. Теперь он повторяет не только ваши действия, но
и манеру поведения. Ребенок вытирает свой столик после обеда и подражает
взрослому, рассеянно постукивающему пальцами или теребящему мочку уха.
Особенно ему нравится гримасничать -- сердито хмуриться или морщить нос.
Внимательное наблюдение за годовалым ребенком дает повод думать, что
его поведению свойственна игра воображения. Она носит в основном черты
подражания и позволяет нам узнать, как это происходит. Мама, чувствуя себя
виноватой, уронив куклу на пол, поднимает ее и жалеет. Спустя некоторое
время мы видим, как малыш крепко обнимает и целует куклу. Мама с шумом
катает игрушечную машинку по краю ванной, и на следующий вечер ребенок
делает то же самое. Способность малыша восстанавливать в памяти знакомые
сцены и события свидетельствует о развитии его интеллекта. В будущем вы
можете в значительной стсчк'пм способствовать этому развитию.

Двигательные навыки


К концу первого года жизни большинство детей способны самостоятельно
передвигаться по дому, даже не научившись ходить. Ребенок интересуется не
только тем, что находится прямо перед ним или сзади него, но и тем, до чего
не дотянуться. Испытывая любопытство, многие малыши забираются туда, откуда
сами не в состоянии слезть. Поскольку ребенку проще залезть наверх, чем
спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх. Нельзя
сказать, что это шаг назад в развитии малыша, у него просто появляется
ощущение высоты, которое в свою очередь вызовет чувство опасности.
Теперь и время купания может использоваться для развития двигательных
навыков ребенка. Малыш разбрызгивает воду не только руками, но и ногами. Он
встает в ванночке и даже пытается вылезти из нее. Шершавый коврик под
ванночкой позволит сделать купание более безопасным.
Хотя годовалый ребенок только что научился ходить, тем не менее,
передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и
толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т. д. Если рядом с ним
находится старший брат или сестра, малыш охотно, подражая им, займется
гимнастикой. Он наклонится, уперевшись головой в пол, и из этого положения
будет с интересом рассматривать окружающих, при этом ожидая их одобрения.
Ребенок научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном
случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется
узнать, куда покатится мяч. Он может два или три раза осторожно бросить
мячик папе, а затем сильно бросить его совсем в другую сторону. Увлеченный,
он внимательно будет наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как
катится вниз по лестнице. Малыш пристально следит за тем, как мяч
проскакивает через дверь в спальню и закатывается под кровать.
Если вы живете в теплом климате, плавание может стать любимым занятием
годовалого ребенка. Большинство де-
тей не боятся окунать голову в воду и с удовольствием плавают туда и
обратно между папой и мамой. Малышам нравится плавать на детском надувном
матрасике, скользя по поверхности воды и разбрызгивая ее руками. Не следует
надевать на ребенка надувной спасательный круг, так как малыш может легко
выскользнуть из него.
Занятия в группе по плаванию помогут развить двигательные навыки у
годовалого ребенка, хотя и маловероятно, что он станет настоящим пловцом.
Поскольку малыш все еще настороженно относится к незнакомым людям, во время
занятий родителям следует находиться рядом с ним. Смысл раннего обучения
плаванию заключается в том, что оно помогает ребенку более свободно
чувствовать себя в воде. Если во время занятий малыш испытывает страх даже в
вашем присутствии, их необходимо прекратить.

Способность видеть, слышать, чувствовать


Ребенок любит проводить "осязательные" эксперименты - трогать скользкое
желе, липкую, влажную глазурь и твердые холодные кубики льда. Невозможно
удержать малыша от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды.
Он размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунает
пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии
помешать этому. Ребенок полон желания узнавать новые звуки, так же как и
новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику.
Малыш экспериментирует и со своим голосом -- иногда он вскрикивает, иногда
подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что,
проснувшись утром, он начинает бормотать так целых минут двадцать, пока
кто-нибудь не обратит на него внимание.
Большинство "научных открытий и опытов" происходит, когда ребенок
занимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешивать
что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие ем-
кости, высыпая оттуда содержимое, или дергать игрушку за веревочку. В
конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться
использовать предметы по назначению.
Стремление находить что-то новое развивается параллельно с физической
силой и проявляется в попытках узнать, можно ли предметы разделить на
составные части. Вместо того чтобы спокойно играть с соской, он будет трясти
и стучать ею и в конце концов, размахнувшись, выбросит. Теперь ребенок
упорно стремится соединить вместе отдельные части предметов, чтобы придать
им ту форму, которую он видел изначально, -- он складывает кубики обратно в
коробочку, соединяет вместе рассыпанные бусинки.
Хотя это не всегда ему удается и он при этом расстраивается, тем не
менее постепенно его попытки становятся более успешными. Малыш уже может
перекладывать ложку с едой из одной руки в другую, держать чашку и открывать
коробочку с изюмом. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с
помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока он
не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает бусы через голову,
чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Понимаем своего ребенка


К концу первого года жизни большинство детей уже умеют использовать, по
крайней мере, одно слово и делают это при каждом удобном случае. Это слово
больше чем просто слово. Подчас оно заменяет целую фразу. "Мама" означает:
"Мама, иди сюда и возьми меня". "Да-да" может означать: "Дай мне скорее мою
бутылочку!" Хотя в этом возрасте ребенок не может произнести более
трех-четырех слов, он уже хорошо понимает речь других. Малыш знает имя
каждого члена семьи и смотрит на человека, имя которого произнесли. В
альбоме он узнает фотографии родных и указывает на них пальцем. Когда вы
спрашиваете его, хочет ли он печенья, голос малыша зву-
чит совсем иначе, чем когда он отвечает на ваш призыв выпить лекарство.
Вместо того чтобы говорить простыми предложениями, некоторые родители
стараются произносить одно слово: "Спать" или "пойдем".
По мере того как развивается способность ребенка понимать речь, он
учится исполнять некоторые простые указания. Обычно дети понимают значение
одной-двух простых фраз, таких, как: "Дай мне" или "Покажи мне". Как только
ребенок усвоит эти ключевые слова, он сможет выполнять и другие ваши
просьбы: "Покажи мне свои глазки", "Покажи мне свой пупок", "Покажи мне свои
ножки", "Достань мамину сумочку", "Достань мамины ключи".
Хотя малышу нравится исполнять ваши указания, он иногда не прочь и
подразнить вас. Когда вы просите его что-нибудь принести, он может пойти за
этим предметом, а принести совершенно другой. Тот факт, что он, наблюдая за
вашей реакцией, смеется, свидетельствует о том, что это игра.
Вместе с умением подразнить взрослого к ребенку приходит понимание
того, что значит слово "нет". Когда малышу было десять месяцев, услышав
"нет", он останавливался на секунду, а затем снова возвращался к своему
занятию. Теперь он понимает, что это слово означает запрет. Когда взрослый
говорит годовалому ребенку "нет", тот обычно начинает протестовать или
плакать.
Желание ребенка познать окружающий мир распространяется и на сферу
человеческих отношений. Он радуется возможности поиграть с другими детьми.
Общаясь со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, малыш сначала
наблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем все его усилия
направляются на то, чтобы завладеть этими игрушками.
Когда годовалый ребенок находится рядом со своим сверстником, их
общение заключается в том, что сначала малыши изучают один другого, а затем
повторяют действия друг друга. Познакомившись, они начинают обмениваться
игрушками или, наоборот, отнимать их, при этом наблюдая за реакцией
товарища. Контакты такого рода являются значительным шагом вперед по
сравнению с тем, как про-
водили время вместе девятимесячные дети. Тогда товарищ по игре
представлял собой лишь интересный объект, который можно было ущипнуть,
подергать и толкнуть. Теперь ваш ребенок без сомнения по достоинству оценит
реакцию товарища на свои действия. В течение года, поначалу лишь
эпизодически, а затем все чаще, он будет радоваться общению с другим
малышом.
Желание играть, любопытство, стремление к новым открытиям -- все это
делает вашего ребенка отличным партнером для игр. Занимаясь с ним в течение
второго года жизни, вы будете свидетелем того, как он превращается в
личность со своими особенностями характера и поведения. Иногда малыш будет
озорным и непослушным. Порой он будет использовать вас как средство для
достижения своих целей. Он будет с гордостью делиться с вами своими
открытиями, и ему будет необходима ваша любовь и забота.
Второй год жизни принесет вам и ребенку новые переживания, трудности и
новые возможности для совершенствования. Время, которое вы провели вместе,
игры, в которые вы играли, любовь, которую вы испытывали друг к другу,
подготовили вас к встрече с трудностями и радостями следующего года.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ


Практические советы


Помогите исследователю
Годовалый малыш -- это активный экспериментатор, которому необходимы
условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы
окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате
коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним
ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка
Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное -тень на стене, шуршащий
кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах.
Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он
продолжает свои поиски.

Время игр


Новые открытия
Прогулка под радугой
Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два
метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря
"радуге" ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается
проползти под ней, пройти туда и об-
ратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и
размера его собственное тельце.
Сито для песка
С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает
сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает,
как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку
Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите
малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
"Новая" игрушка
Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и
коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за
веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски
Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее
искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает
речь.
Старшие друзья
Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости
детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы
удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками
Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком
ко дню рождения. Их можно использовать по-разному -- строить, складывать в
них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули
Высокий стульчик со столиком -- отличное место для рисования. Поскольку
вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не
создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную
бумагу или газету.
Дочки-матери
Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его
на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему
развивать речевые навыки.

Развитие координации
Работа с граблями
Смастерите для ребенка "грабли", прикрепив к палочке расческу.
Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать
"граблями" игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в
эту игру ребенок может играть-только сидя. Не позволяйте ему
расхаживать с палкой по дому.
Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как
двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как
нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч
Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка
ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку
лучше координировать движения.
Высокая ступенька
Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и
предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять
равновесие.
Узкий тоннель
Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему
больше узнать о своем поло-женин в пространстве.
Привяжите веревочку
Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька "поводок" и
отправьте ребенка на "прогулку".
Игрушка, на которой можно сидеть
Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой
можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок
мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками
Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки
из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике
или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или
стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог
взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно
сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему
нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много
иг-
рушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним
сильно стукнуть.
Принятие решений
Поиски туфли
В дождливый день маме приходится напрягать все свое воображение, чтобы
как-то развлечь малыша. Поставьте вместе пару туфель. Дайте одну из них в
руки малышу и попросите его найти вторую. Если ему удастся это сделать,
принесите другую пару. Если малышу будет трудно найти парную туфлю, помогите
ему.
Игра с сумочкой
Дайте малышу старый бумажник, несколько ключей и сумочку. Ребенку будет
приятно почувствовать себя обладателем таких "сокровищ". В то же время он
попытается открыть сумочку и положить туда бумажник или просунуть ключ в
замочную скважину. Так малыш познает мир окружающих его предметов.
Кубики
Постройте башню из кубиков, а затем предложите это сделать ребенку.
Волшебные чашки
Ваш малыш обладает вполне развитым интеллектом и любит решать сложные
задачки. Поставьте перед ним две перевернутые чайные чашки. Под одну из них
положите игрушку. Спросите малыша: "Где игрушка?" -- поднимите чашку, чтобы
показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз.
Затем попросите ребенка найти нужную чашку.
Катушки с разноцветными нитками
Дайте ребенку коробку с крышкой, где лежат несколько катушек среднего
размера с голубыми нитками и одна большая с красными. Проделайте в крышке
дырочку, достаточно большую для голубых катушек и слишком маленькую для
красной. Вскоре малыш обнаружит, какая катушка пролезает в дырочку, а какая
нет.
Поездка через тоннель
Соорудите из картонных коробок тоннель. Покажите ребенку, как пустить
через него машинку. Малыш будет с интересом наблюдать, как она появляется с
другого конца.
Игра с картонной трубкой
Дайте малышу длинную картонную трубку. Покажите, как ею подталкивать
мячик, чтобы он катился по
полу.
Ванна для куклы
Положите в детскую ванночку большую куклу, и пусть малыш купается
вместе с ней. Вымойте кукле волосы, а затем предложите это сделать ребенку.
Время отдыха
Чашки с блюдцами
Прежде чем ребенок научится считать, он должен понять, что означает
слово "один". Возьмите пластмассовые чашки и блюдца. Поставьте блюдце.
Поставьте еще несколько чашек и блюдец, приговаривая: "Вот еще одно блюдце,
вот еще одна чашка".
Исчезающий человечек
Сделайте дырочку в бумажном стаканчике и протащите через нее соломинку.
К той части, которая в стаканчике, прикрепите круглый кусочек картона.
Изобразите на нем рожицу из кусочков ткани и тесемки. Покажите малышу, как
нужно двигать соломинку вверх и вниз, чтобы рожица появлялась и исчезала.


* даже в самом раннем возрасте ваш ребенок радуется присутствию другого малыша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что скажете?