mama

8 мая 2010 г.

Самое интересное о развитии речи ребенка от 1 до 2 лет

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных слов, ребенок переходит к образованию предложений из 2—3 и даже нескольких слов. Это является рождением свойственной ребенку речи с самобытными искажениями и выдумками, которая дает ему более широкие возможности самовыражения и формулирования вопросов.

Чтобы обозначать тот или иной предмет, чтобы иметь «понятия», ребенок должен сперва понимать. Этап исследования и завоевания окружающего мира способствует в значительной мере развитию речи. Другим обязательным условием является нормальный слух. Когда в семье или в яслях речь является постоянным средством связи, когда ребенка окружает атмосфера покоя, любви и понимания, то, что он улавливает слухом, является стимулом, помогающим развитию речи. И наоборот, ссоры, крики, «сцены» являются чем-то непонятным для ребенка а услышанные слова ассоциируются с отрицательными чувствами. В таких случаях наблюдается торможение развития речи. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте ребенок своеобразно переживает названия и имена. Для него имя представляет само лицо или предмет. Если называется присутствующее животное, лицо или предмет, то это присутствие становится для него более живым.



Позже, если кто-нибудь из взрослых называет какой-нибудь предмет, ребенок увнает его, просит его или передвигается и дает его матери. Таким образом ребенок создает себе окружающий его мир, а затем, постоянно, дает имя предметам и живым существам, населяющим этот мир.

Запаздывание речи. Нормально, грудной ребенок в 12 месяцев произносит 3-—5 двусложных слов («та-та», «ма-ма», «ме-ме», «па-па»), а в 18 месяцев запас его речи состоит из 18—20 слов. Однако существует значительная вариабильность в отношении момента, когда ребенок произносит слова и в особенности в отношении возраста, когда он начинает говорить связно. В медицинской практике весьма часто встречаются дети, которые еще «не начали говорить». Часто врача, логопеда, психолога консультируют, не является ли данный ребенок немым или отсталым. Следует уточнить с самого начала, что немота встречается только в случаях глухоты, серьезных заболеваний нервной системы (геморрагии головного мозга при рождении или вследствие травм, тяжелые инфекции нервной системы, некоторые наследственные болезни, отравления некоторыми медикаментами). В случаях подозрения на глухоту, аудиометри-ческие отделения при клиниках ЛОР-заболеваний уточняют диагноз.

На второй вопроб, не является ли запаздывание речи признаком умственной отсталости, врач должен отвечать с большой осмотрительностью после подробной беседы в связи с физическим развитием и психическим созреванием ребенка, за которой следует компетентный клинический осмотр. Существует так называемая пассивная речь (ребенок понимает и делает ассоциации) и активная речь (словесное выражение). Любой ребенок, который умеет показывать (в возрасте примерно 1 года) близкие окружающие его лица или приносит известный предмет по просьбе (выполняет задание) должен считаться, по нашему мнению, нормальным. Мы встречали детей, которые до 24—48 месяцев произносили мало слов или даже ни одного слова, для передачи собственной мысли. Они слышали и понимали все, что говорилось, выполняли легкие задания, выражали свои желания или протесты знаками, когда речь шла о них (значит слышали!).

Перед появлением условных слов, у некоторых детей отмечается запаздывание в развитии внятной речи и наличие собственного весьма богатого жаргона; этот жаргон («на своем языке») имеет часто интонации и нюансы человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что может быть понято окружающими. Мы напоминаем, что некоторые выдающиеся личности в области мировой культуры и науки начали говорить очень поздно (Лучиан Блага, Томас Карлайл, Альберт Эйнштейн, Томас Эдиссон и пр.).

У нормальных детей, у которых отмечается запаздывание речи, к 18—24 месяцам наступает резкая перемена в том смысле, что они начинают произносить слова и выражать мысли не менее четко, чем дети с незапоздавшей речью. Таким образом некоторые так называемые «немые» способны в два года произносить предложения из трех слов. Имя существительное этих предложений бывает часто «я» или собственное имя. В виде компенсации, начав говорить, эти дети не умолкают целыми днями.

Мы рекомендуем не делать замечаний или поправок в случае искажений слов детьми; но в то же время взрослые не должны подражать детям перенимая от них инфантильную речь.

отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что скажете?