"Безжизненное лицо"
Эксперимент Эдварда Троника (Dr.Edward Tronick) «Безжизненное лицо» (Still Face experiment)
Когда мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле) как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.
В данном эксперименте эмоциональное "воссоединение" происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.
Так дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватях одни, персонал следил только за тем, чтобы дети выжили и росли) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга (отвечающей за контроль над эмоциями). И так далее.
Эксперимент Эдварда Троника (Dr.Edward Tronick) «Безжизненное лицо» (Still Face experiment)
Когда мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле) как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.
В данном эксперименте эмоциональное "воссоединение" происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.
Так дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватях одни, персонал следил только за тем, чтобы дети выжили и росли) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга (отвечающей за контроль над эмоциями). И так далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?