mama

22 мар. 2011 г.

Горе от ума (2)

Начало статьи  о том, что не всегда методики раннего развития приносят пользу

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Основные принципы. В отличие от предыдущих методик, вальдорфская педагогика выступает против ранней интеллектуализации детей и ориентируется на воспитание воли и чувств малыша. Сия благая цель достигается отказом от телевизора и играми с недоделанными деревянными игрушками - например, безглазыми лошадками. Отсутствие важнейших деталей
на лошадиной физиономии будит фантазию малыша и побуждает к усовершенствованию игрушки. День воспитанника вальдорфской системы разделен на три части: духовную (свободная игра), душевную (музыка и "эвритмический" танец, где каждый жест соответствует звуку речи) и креативно-практическую (лепка, рисование, шитье и т.д.). При этом ребенка не обучают - он познает мир опытным путем, подражая окружающим взрослым и  детям. Вальдорфцы полагают, что после 12 лет, впитав знания об окружающем мире, ребенок начнет демонстрировать потрясающие успехи в интеллектуальной области.
Побочные эффекты
  • Пребывая в обществе деревянных чурбачков и глиняных плошек, малыш лишается целого пласта современной детской культуры, в которой, наряду с минусами, есть много-много плюсов.
  • За «звритмические» танцы и стремление ритуализировать все сферы жизни ребенка противники вальдорфских садов и школ называют их сектами.
  • Поскольку ребенок получает все знания самостоятельно, они оказываются крайне несистематизированными .
  • Следование идеям вальдорфской педагогики накладывает определенный отпечаток на жизнь всей семьи.Это касается проведения досуга, питания,выбора круга общения.
  • Хотя официально школы не требуют от первоклассников умения читать, считать и писать печатными буквами, на собеседовании больше всего внимания уделяется именно зтим
  • навыкам. Если ваш малыш виртуозно вырежет свистульку из деревянной палки, но при этом не сможет сложить буквы в слово, он вряд ли про изведет нужное впечатление на учительницу.
Показания к применению. Приверженцы вальдорфской педагогики безусловно правы в том, что быт, окружающий современного ребенка, слишком автоматизирован и далек от природы. Погруженность в народное творчество действительно помогает детям научиться соотносить научные знания с практическим опытом. Также вальдорфская система по зволяет развить музьшальные способности даже у тех детишек, на чьих ушах потопталось целое семейство медведей.

МЕТОД ГЛЕНА ДОМАНА
Основные принципы. Врач-нейрохирург Доман разрабатывал свою систему для развития и реабилитaции детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, чтобы они взяли на себя функции поврежденных. В результате Доман сформулировал свой главный тезис: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. Тут-то малышня и попала
в цепкие руки адептов ранней интеллектуализации. Теперь вместо зайцев и водяных пистолетов ребенок вынужден « играть» со специальными карточками , на которых написаны слова или наклеены изображения растений , животных,планет и исторических деятелей. Карточки разделяются на тематические серии, а затем - в течение дня - их показывают карапузу: предполагается, что таким образом родитель загружает в мозг сына или дочки «биты»  информации.
Побочные зффекты
  • Глен Доман сделал неверный вывод из своего главного закона. По его мнению, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Случаи нервного перенапряжения из-за избытка информации опровергают это утверждение.
  • Занятия по Дома ну требуют от родителей полной отдачи, на уровне "уволиться с работы, нанять помощницу по хозяйству и полностью посвятить себя изготовлению карточек"
  • Предполагается, что ребенок спокойно сидит на месте и послушно внимает новым знаниям. Каждая карточка предъявляется на 1-2 секунды . Давать их карапузу в руки и отвечать на
  • его вопросы нельзя. Малыш должен как бы «фотографирофировать» взглядом карточку,
  • в тех случаях, когда необходимо механически заучить большой объем информации: например , иностранные слова с переводом, даты исторических сражений и т . д .
  • а потом - в состоянии покоя - переваривать полученную информацию. Такая теория противоречит всем современным представлениям о зрительном восприятии как об активном и длительном процессе: ребенок должен успеть сопоставить изображения между собой, определить, знает ли он вообще, что на них нарисовано, да еще и соотнести их со сферой своих интересов. Успеть сделать все это за 2 секунды невозможно. 
  • Подписи к картинкам слишком коротки для того, чтобы дать детям полное представление о том, что они изучают. Такой аскетизм затрудняет развитие речи, не учит воспринимать длинные
  • тексты, анализировать их и самостоятельно добывать информацию.
Показания к применению. Метод Домана лучше всего подходит для той цели , ради которой он ,
собственно, и бьш создан, - реабилитации малышей с тяжелыми поражениями ЦНС . Здоровым
детям карточная система может пригодиться лишь в школе


РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ Я3ЫКАМ
Основные принципы. Ребенку
создаются условия для непроизвольного
копирования иностранной
речи , ведь именно так он
осваивает родной язык Никаких
правил граммаТИКИ , тр енировки
произношения и прочих заучиваний
диалогов о погоде! Малыш
погружается в мир стихов, сказок
и песенок и незаметно для себя
осваивает лексику, сопровождающую
подвижные игры . Считает-
ся , что чем младше ребенок , тем
больше у него шансов овладеть
иностранным языком в максимально
возможном объеме. Педагоги
и родители стараются следовать
правилувоспитаниябилингвов
(детей , для которых два языка
являются родными): «Один языкодин
родитель» . Поскольку не у всех
имеется дома папа-англичанин или
мама -француженка , ребенку нанимают
няню , которая разговаривает
с ним только на иностранном
языке .
Побочные зффекты
» Практически все дети, изучающие
иностранный язык с раннего детства,
проходят стадию смешения языков.
Например, ребенок может попросить: «Дай
мне ball», потому что «ball» произносится
легче, чем «мяч». При тщательном контроле
за речью малыша это быстро проходит.
» Все дети имеют разные способности,
в том чиспе и пингвистические.
Даже воспитываясь родителями разных национальностей,
ребенок может испытывать
трудности в освоении одного из языков
Вот наиболее распространенные из них:
1) два языка относятся к разным сферам
употребления, поэтому словарный запас
каждого из них ограничен (например,
если в садике ребенок говорит на русском,
а дома объясняется по-французски,
то русский язык будет ограничен садовской
лексикой, а французский - бытовой) ;
2) на одном из языков ребенок не умеет
читать, писать, не знает правил грамматики;
3) языки по-разному эмоционально
окрашены для малыша, что отражается
на их выразительности;
4) произношение имеет «усредненный»
характер;
5) малыш применяет стратегию
смешения языков в общении, если знает,
что собеседник сможет его понять;
6) у детей при отсутствии практики
утрата одного из языков происходит
гораздо быстрее, чем у взрослых.
Показания к применению. Специалисты
рекомендуют регулярно
использовать каждый из изучаемых
языков во всех во зможных
сферах жизни. Ребенок должен
научиться понимать не только
бытовую лексику , но и юмор, сленг ,
современные обороты , научную ,
политическую и экономическую
терминологию . Если обучение
второму языку не было начато
до года, лучше подождать до 4-5 лет,
пока у чада не сформируется
правильное произношение звуков
родной речи.
ПО СТАТИСТИКЕ
- Многие родители начинают учить 2- З-летнего
= ребенка иностранному языку, надеясь, что вслед
за развитием лингвистических способностей «под-
тянутся » И другие талант ы. Однако есл и обратиться к статистике, можно увидеть, что око л о трети наших соотечественников являются билингва ми, одинаково хо- =
рошо владеющими н ациона л ьным и русским языками. К сожалению, далеко не всех из этих людей можно
назвать интеллектуа л ами и никаких данных о совер-
шенных ими гениаль н ых откры тиях пока н е поступало.

МАРИЯ БАУЛИНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,
ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ

Mamas&Papas 12/2010

4 комментария:

  1. я сначала написала комент, а потом прочитала продолжение:) Мда с высказанными идеями согласна. Еще бы найти систему в которой более менее правдиво описано чем и когда с ребенком заниматься и желательно как. А то занятия у самой мамы носят несистемный характер. Сгегодня изучали фигуры, завтра учим куклу кормить, про фигуры забыли, послезавтра пляшем под музыку ну и т.д. :)

    ОтветитьУдалить
  2. КЕА, я много об этом думала и, наверное, так и есть правильно.
    в том смысле, что важнее не научить чему-то конкретному, а дать представление о своих возможностях и привить интерес к новому.
    у меня давно зреет пост на эту тему, так что "следите за нашими публикациями"

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно почитать. Главное, наверно, не стать безумным фанатиком )) раннего развития.

    п.с. в тексте столько ошибок и опечаток, читать порой сложно :)

    ОтветитьУдалить
  4. Tanka,опечатки - это файн-ридер кривовато распознал. все исправлю, честное пионерское

    ОтветитьУдалить

Что скажете?