mama

5 мар. 2011 г.

Горе от ума (1)

«Обучение чтению с рождения!», «Английский для грудничков!», «Математика для эмбрионов!» - сегодня подобными формулировками никого не удивишь. Идея о том, что мозг малыша до 5 лет способен переваривать неограниченное количество информации, вдохновляет пап и мам на бесконечные интеллектуальные искания. И только очень немногие родители знают, что никакого научного подтверждения этой теории не существует. Мы не призываем вас полностью отказаться от раннего развития, но и чрезмерно увлекаться им тоже не стоит, ведь вреда в этом деле может быть едва ли не больше, чем пользы.

Честолюбивые мамы и папы уверены: чем раньше они впихнут в ребенка максимальное количество информации. тем скорее дитя сможет раскрыть свои истинные таланты, а там и до ласкающего слух слова «вундеркинд» рукой подать. Но поголовная потенциальная одаренность малышей - это, к сожалению или к счастью, всего лишь иллюзия, подпитывающая
работу развивающих центров и продажу обучающих пособий для дошкольников. В научной литературе по психофизиологии, нейропсихологии и педагогике практически ничего не говорится о сверхспособностях младенцев, зато там можно найти данные о том, что у малышей запоминание информации носит механический характер (ребенок никак не анализирует материал). Такая организация памяти, безусловно, позволяет детке выучить не только примитивные считалочки, но и, например,времена английских глаголов или несколько поэм Пушкина. Мозг малыша оказывается забит невероятным количеством информации, классифицировать которую ребенок не в состоянии, и в результате в голове у маленького знайки возникает чудовищная путаница, которая, во-первых, мучительна для него самого, а во-втрых, может запросто привести к неврозу. Чтобы избежать подобных «перегрузок», важно заранее узнать о «побочных эффектах» и «противопоказаниях» современных развивающих методик и систем.
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ
Основные принципы. Главная задача методики - создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз - «Помоги мне сделать это самому!». Роль педагога в этой системе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью «Монтессори- материалов», которые находятся в разных «специальных зонах» помещения. Так, в "зоне реальной жизни» ребенок учится одеваться, вырезать и раскрашивать, а в "зоне сенсорного развития» изучает размер, форму и цвет предметов. Карапуз сам выбирает место, где он сейчас будет играть, и материал, с которым хочет работать. Педагог в течение 2-3 минут показьmает, что можно делать с заинтересовавшими малыша предметами, а дальше детка должен орудовать самостоятельно.
Побочные эффекты
  •  Пожалуй, самым спорным тезисом методики Монтессори является утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоаавые наследника самому себе - и вы увидите, как он начнет совершенавовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и опачивать зрение и слух с помощью телевизора.
  • Другой тезис Монтессори гласит: «До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру». Это утверждение противоречит современным данным о механизмах детского психического развития. Формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а «строить свой разум» дети продолжают до 9-12 лет - возраста, когда, по наблюдениям нейрофизиологов и нейропсихологов, завершается формирование представлений о пространстве.
  •  Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей - 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Дальше малыш проао учится ароить свою жизнь на этой платформе.
  •  Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Родители щедро рассыпают перед молчаливым чадом гречку, которую он должен перебирать пальчиками, и, затаив дыхание, ждут, когда же, наконец малыш заговорит. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового  анализа, грамматического оформления и смыслового наполнения.
  • Если у наследника вместо сердца не просто пламенный мотор, а реактивный двигатель, зто потрясет основы системы Монтессори. Поправ nринциn невмешательства, педагог будет вынужден гоняться за юным исследователем по всем «зонам» И ловить свистящие в воздухе «материалы». » Главными понятиями в отечественной педагогике и психологии являются «З0на ближайшего развития » И «совместная деятельность со взрослым». То есть задания, предлагаемые ребенку, должны быть всегда чуть сложнее тех, которые он уже может сделать самостоятельно. Помощь взрослых в такой ситуации малышу необходима -  на этом nринциnе построено все традиционное школьное и вузовское обучение.
  • в системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм. То есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.
Показания к применению. Самое ценное в системе Монтессори- это собственно Монтессори материалы. Вы нигде больше не найдете такого количества игрушек, закладывающих представления о форме, цвете , количестве и прочих нюансах восприятия мира. Но при их выборе лучше не столько полагаться на интерес ребенка, сколько исходить из пробелов в его знаниях. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым играм и чтению сказок.
КУБИКИ ЗАИЦЕВА
Основные принципы. Методика предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает "склады». "Склады», В отличие от слогов,это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции: "ба-бу-ш-ка» вместо "ба-буш-ка» .Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Взрослый показывает указкой склады, а малыш ищет подходящие кубики. Кубики различаются по цвету ( "золотые», "железные», "деревянные»,"белые с зелеными знаками препинания»), объему (большие , маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают непроизвольное запоминание складов, определение их мягкости, твердости, глухости или звонкости.
Побочные зффекты
  •  По правилам, нижний край «зайцевской» таблицы должен располагаться на высоте 16S-170 см от пола. Предnолагаетщ что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой. А теперь представые себе двухлетку, который по доброй воле будет следить за указкой, находясь в такой позе.
  •  Когда речь заходит об обучении чтению детей 2-3 лет, возникает вопрос: зачем так торопиться? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. Хотя, конечно, если перед родителями малыша стоит задача сразить наповал всех знакомых мам с окрестных площадок или порадовать свекра-академика, кубики Зайцева просто незаменимы .
  •  в 2-3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, «ответственные» за звуковой анализ речи. В таком возрасте nриучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов - значит нарушать естественный ход его развития.
  •  Привычка делить слова на пресловутые «склады» не находит поддержки у учителей начальных классов, выражающих свой протест единственным доступным им способом - двойкой в дневнике.
  •  Из-за отсутствия навыков звукового анализа у ребенка в школе возникают трудности при разборе слова по составу (выделении приставки, корня и т.д.) И В фонетическом разборе с написанием транскрипции . Приходится nереучиваться, а это, согласитесь, очень Henpocтo.
Показания к применению. Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой
психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, аутизмом и другими
психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше
использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание "складов» сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия.
СИСТЕМА НИКИТИНЫХ
Основные принципы. Пробежаться босиком по хрустящему утреннему снегу, сделать «подъем
переворотом» на турнике домашнего спорткомплекса и, немного перекусив, приняться за решение головоломки. Все игры Никитиных представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и деталей конструктора. Задания расположены в порядке возрастания сложности, при этом наследнику нельзя объяснять ни способ, ни порядок их решения . Если ученик не может справиться с головоломкой , нужно вернуться к более легким заданиям или временно отложить игру.
Побочные зффекты
  •  Любое вмешательство в деятельность ребенка воспринимается как нарушение свободного творческого процесса. Система Никитиных ориентирована прежде всего на семейное воспитание, отсюда и ее структура - чтобы рационально организовать время, лучше занять всех детей головоломками, чем работать с каждым индивидуально. » Если ребенок не может выполнить задание, предполагается, что оно характеризует «потолок» его развития на сегодняшний день, и нужно просто подождать, когда этот самый «потолок» немного поднимется. Получается, что, если первоклассник вдруг не сможет написать правильную закорючку, это дело лучше отложить до второго класса - идея, может быть, и хорошая, но в условиях нашей школы,увы, совершенно невыполнимая .
  • Предпопагается, что еспи решение гоповопомки предстает перед ребенком в виде рисунка ипи сооружения из кубиков, это позволяет ему самому проверять точность выполнения задачи. Непонятно, правда, что делать в том случае, если малыш не заметил своих ошибок.
  •  Как и во многих других системах раннего развития, рисованию, пепке, ропевым играм и чтению в методике Никитиных внимания практически не удепяется. А ведь именно эти занятия напрямую отвечают за развитие творческого мышления: они стимулируют работу правого полушария головного мозга, «ответственного» за принятие нестандартных решений, в то время как головоломки знакомят ребенка с различными типами алгоритмов.
Показания к применению. Из системы Никитиных полезно перенять их подход К спорту и закаливанию детей , опустив некоторые радикальные приемы вроде ходьбы по снегу или подниманию тяжестей. Что касается развивающих игр , то при их использовании лучше злостно нарушать правила ,установленные авторами. Помогите ребенку сложить замысловатый узор , покажите, как конструкция из кубиков соотносится с чертежом ,и вместе посчитайте количество деталей . Поскольку большая часть «никитинских» игр направлена на развитие пространственного мышления , их необходимо дополнить  заданиями на развитие речи .

РЕЗУЛЬТАТ НЕ ГАРАНТИРОВАН -
Несмотря на то что различные методики раннего развития сохраняют свою популярность в течение последних 25-30 лет, за это время почему-то так и не увеличилось количество гениев . Проанализировав биографию семерых
 никитинских детей, можно сказать лишь о том, что они смогли получить хорошее образование и найти достойную работу, а это вполне под силу человеку, воспитывавшемуся по классической «советской» методике .
Продолжение

1 комментарий:

  1. Одна из самых толковых статей из тех, что я читала в последнее время о раннем развитии. Наконец-то появляются мамы, которые задумываются о побочных действиях и противопоказаниях!

    ОтветитьУдалить

Что скажете?