mama

9 мар. 2011 г.

Поведение мамы во время естественного вскармливания


Лилия Казакова, совместно с консультантами по грудному вскармливанию Оксаной Михайлечко, Галиной Пруговой, Наталией Вильсон
статья опубликована в журнале
"Наш любимый малыш" №10-2004
В некоторых случаях, кормя грудью подрастающего малыша, современные мамы начинают испытывать различные трудности, появление которых сами мамы и окружающие их люди связывают именно с тем, что ребенок кормиться грудью, и из-за этого слишком привязан к матери, или слишком избалован. Например, ребенку уже полтора года, а он требует сосания чуть ли не чаще новорожденного, усаживает маму на диван, расстегивает на ней одежду… Мама в растерянности, поведение ребенка с возрастом не меняется. Он, становясь старше, не сосет меньше. Маме уже кажется, что потребность в прикладываниях к груди увеличивается! Почему мама и малыш попадают в эту ситуацию? Многим мамам она кажется безвыходной. Мама в ловушке: с одной стороны она не хочет прекращать кормить не готового к отлучению от груди малыша, с другой стороны она понимает, что ее жизнь больше похожа на существование, она попадает в зависимость от настроения и поведения малыша. Как мама, я побывала в такой ситуации. Став консультантом по вопросам, связанным с грудным вскармливанием, я узнала о причинах возникновения подобных ситуаций, узнала, как их предотвратить и помогла многим мамам с такими проблемами справиться…

Причина. Устранить бы ее и проблемы бы не стало, но в нашем случае, к сожалению, устранить причину почти невозможно. Она кроется в устройстве нашей цивилизованной жизни и мы не можем здесь что либо ощутимо изменить. Проблемы с грудным вскармливанием, с общением, у мамы и подрастающего малыша, связаны прежде всего с тем, что современные молодые женщины не имеют возможности на протяжении своей жизни наблюдать за другими женщинами, кормящими и растящими своих детей. Они не знают, как выглядит естественное вскармливание в реальной жизни, и не знаю, как должны себя вести.
Поведение родившей женщины и новорожденного во многом инстинктивно, и основано на предупреждении и исполнении желаний крохотного существа. Мама постоянно подстраивается и прислушивается к потребностям малыша, частенько забывая о своих желаниях и нуждах. Она знает, что кормить новорожденного надо по первому требованию, что грудь для него лучшее утешение, что никто не может ее заменить. Все это так. Так делать необходимо. Но маме никто не объясняет, что с появлением малыша ее жизнь, необычайно сильно изменившаяся, все-таки остается ее собственной жизнью. Приобретая много новых замечательных забот и событий, обретая маленькое, совершенно несамостоятельное существо, мама становится очень важным человеком. Мама теперь руководит жизнью малыша. От нее зависит его здоровье, его поведение, его развитие. Малыш будет расти, и поведение его будет меняться, а мама будет его направлять. Между тем, в современных семьях частенько именно новорожденный становится главным не только в паре мама-малыш, но и главным человеком в семье.
Прикладывания малыша к груди – основа естественного вскармливания и некий стержень, на котором основываются отношения мамы и малыша. Естественное вскармливание – это взаимодействие двух людей. Оно меняется по мере взросления малыша и по мере изменения отношений между мамой и ребенком. Поведение малыша меняется по мере его роста, и поведение мамы должно изменяться в соответствие с ростом малыша. Но современная мама никогда не видела, как нужно вести себя с малышом, как должны будут развиваться их отношения и продолжает относится к нему, как к новорожденному. И постепенно малыш из ведомого становится ведущим.
Я не могу сделать так, что бы современные женщины приобрели необходимый им опыт естественным путем, наблюдая за другими мамами. Но я постаралась, вместе с другими консультантами по грудному вскармливанию, мамами, выкормившими своих малышей, выделить несколько основных моментов, которые необходимо знать современным женщинам для того, что бы грудное вскармливание ребенка было просто частью их жизни, приятной и понятной, но только частью, а не единственной составляющей.
Во-первых, есть несколько моментов, несколько моментов, осложняющих жизнь мамы и малыша, не связанных прямо с грудным вскармливанием, но связанных с особенностями нашей жизни.
1.В современных условиях получилось так, что мамы и малыши частенько в течение дня оказываются запертыми в четырех стенах один на один. Малышу первых месяцев жизни этого вполне достаточно, но ситуация не меняется по мере взросления ребенка. Малышу же необходимо постепенное расширение зоны взаимодействия с внешним миром. Его контакты с внешней средой должны становится разнообразнее и их должно становиться все больше. Его площадка по изучению мира должна постоянно расширяться. А в реальной жизни у современного ребенка большую часть времени есть только мир его квартиры, а из людей - только мама. А многие мамы ограничивают ребенка пространством манежа… Ребенку же необходимо расти в окружении семьи из нескольких человек и на пространстве большем, чем квартира. В естественных условиях, чем старше становится ребенок, тем больше он отдаляется от мамы и тем больше взаимодействует с окружающей его семьей и миром. И тем меньше у него остается времени на сосание. Если ребенку не с кем и не с чем взаимодействовать, он может просто взаимодействовать с мамой все время, посасывая грудь. Поэтому, если рядом нет семьи и окружающее пространство очень ограничено, важно найти другой круг взаимодействия для ребенка, и подумать о том, как его расширять по мере взросления малыша. Очень многие мамы подмечают, что один и тот же ребенок, находясь в одной и той же стадии развития может беспрерывно сосать грудь дома и вообще ее не сосать при походе на прогулку и в гости.
2. Сейчас существует мнение, что с ребенком необходимо непрерывно «заниматься». И мама считает своим долгом развлекать ребенка все время, пока он не спит. В результате получается, что ребенок не пытается действовать самостоятельно, он ждет, что его будут развлекать. Между тем ребенку необходима мама не в роли постоянной игрушки. Ему нужно наблюдать за деятельностью взрослого человека, по мере взросления принимая в ней посильное участие. Мама должна направлять деятельность малыша, находящегося рядом с ней, поощряя его самостоятельность в изучении окружающего мира, и своевременно ограничивая его, если его поведение приближается к границам, которые он в силу своего возраста и развития еще не должен переступать.
(Пример для наглядности: Мама чистит картошку. Ребенок до трех-четырех месяцев вполне доволен своим присутствием рядом с мамой во время этого процесса. Рядом, значит в непосредственной близости - на руках или не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. В 5-6 месяцев малышу понадобиться очищенная картошка, что бы изучить ее со всех сторон, облизать, покатать. В 7-9 месяцев малыш будет сидя у мамы на руках наблюдать за процессом очистки, пока это ему не надоест, потом его можно будет на пол спустить, к маминым ногам, вместе с очищенной картошкой, ближе к году малышу может понадобиться пластмассовый или тупой металлический ножик, он будет сидеть и с деловым видом пытаться резать картошку. В районе года малыш с удовольствием поучаствует в мытье картошки и в попытках ее очищения, он может складывать очищенные картошки в воду, он будет пытаться ее резать. Ближе к двум годам он уже может получить не очень острый нож, он уже будет держать его вполне правильно и будет ужасно рад, когда нарезанные им неровные кусочки картошки разного размера будут отправляться в настоящую кастрюлю с супом. Между двумя и тремя годами малыш будет совершенствовать свой навык разрезания. Он будет подбегать к маме, смотреть, что она делает. Но он уже насмотрелся на процесс ежедневной, обычной готовки, она его уже не очень интересует. Скорее всего, он будет заниматься какими-нибудь своими делами не далеко от мамы. Вот если мама делает что-то особенное, например, печет пироги, тогда он в этом деле с удовольствием активно поучаствует.
Во время всего этого процесса важно показывать малышу пределы допустимых для него действий. Например, если малыш 4-5месяцев тянется к острому ножу, его надо отстранить, сказав, что это мамин нож и им работает только мама, если он в 6-8 месяцев хочет выливать воду и разбрасывать картошку, его тут же надо лишить возможности это делать, спустив на пол. Малышу бесполезно объяснять, что нельзя разливать воду, т.к. пол будет мокрым, ему нужно показать, что это действие неприемлемо…
Сейчас же современная мама старается максимально отвлечь ребенка от своих дел, чтобы «не мешал», или быстренько их переделать пока малыш спит, а уж потом заняться ребенком. Речь идет не о том, что не нужно вообще уделять ребенку время, а о том, что малыш должен всегда принимать посильное и возможное участие в жизни и делах своей семьи. Переделав с малышом необходимые дела вполне можно найти время исключительно для занятия с малышом. Но ведь делая вместе дела, мама не обделяла малыша вниманием, наоборот, они постоянно общались, причем на необходимом уровне – малыш следовал за мамой, она руководила его действиями и предоставляла необходимую самостоятельность. Поэтому, я не думаю, что малышу, постоянно включенному в жизнь мамы и семьи необходимы специальные занятия, направленные на его развитие.
Для подрастающего малыша, живущего рядом с мамой интересной и активной жизнью сосание груди будет частью этой жизни, важной, но не единственной.
И есть несколько моментов, связанных непосредственно с организацией кормления, с поведением мамы и малыша во время прикладывания к груди:
• Прежде всего, мама с самого начала кормления не должна забывать о кормлении по собственному требованию, а не только по требованию ребенка. В ситуациях, когда это ей удобно или необходимо она может и должна прикладывать ребенка по собственной инициативе. Например, когда новорожденный что-то разоспался, и ее это беспокоит, или когда есть проблемы с наполнением груди, или когда ей кажется, что назревает лактостаз, или когда она планирует выход на улицу, но на морозе кормить не хочет и т.д.
• Маме не нужно обустраиваться с особенными условиями для кормления. Например: в комнате абсолютная тишина, одна и та же поза, одно и тоже кресло. Ребенок должен привыкнуть кормиться в тех местах и положениях, в каких это мама посчитает нужным.
• Маме необходимо показывать ребенку пределы его возможностей по обращению с грудью. Собственно, грудь можно только сосать, причем в правильном положении. На всякий случай: грудь нельзя оттягивать, пропускать между челюстей, прикусывать, кусать, грызть, отгрызать и прочее…Очень многие современные мамы позволяют малышу «баловаться» с соском. И большинство не задумывается над тем, что научить ребенка правильно себя вести у груди – одна из главных маминых задач первых дней и недель жизни малыша. От того, насколько хорошо ребенок научиться, благодаря маме, захватывать, удерживать и сосать грудь, зависит не только его рост, но и достаточность лактации у мамы.
• Длительность прикладывания на первом полугодии жизни нет необходимости ограничивать. Я бы сказала, что его нельзя ограничивать. Иногда (как можно реже, а лучше, на первом полугодии этого не делать) можно забирать у малыша грудь до того момента, как он насосался, но только не в те моменты, когда он еще активно и жадно сосет.
• На втором полугодии жизни при прикладывании во время бодрствования малыша, можно забирать грудь, если этого требуют мамины обстоятельства, но не нужно делать этого тогда, когда малыш сосет активно и с большим желанием. На втором, третьем, четвертом и т.д году кормления нет необходимости всегда дожидаться, пока ребенок сам не отпустит грудь. Такие прикладывания могут быть, но они не должны преобладать. Перед отлучением от груди длительность прикладываний должна быть символической.
• Маме желательно со второго полугодия жизни малыша, а после его года – обязательно, иногда уходить из дома на некоторое время без малыша. Этот пункт, конечно же, важен для тех мам, что не вышли на работу. Малыш должен оставаться с человеком, к которому привык и которому доверяет. И у него может появиться опыт засыпания на дневной сон без мамы.
• Когда малыш засыпает с грудью, ее можно забирать, когда он ее уже не посасывает, и можно забирать тогда, когда он ее посасывает «потихоньку», если это не приводит к пробуждению малыша. В первые три-четыре месяца, лучше грудь не забирать, пока уснувший глубоко малыш ее не отпустит. Потребность спать посасывая грудь, бывает у малышей первых недель жизни . У трехмесячных детей необходимости спать посасывая уже нет. У малышей старше полугода часто появляется потребность досыпать свои дневные сны, посасывая грудь. Маме не стоит с этим бороться, т.к. если не давать малышу доспать, можно получить капризничающего, невыспавшегося малыша. Используйте эти моменты для собственного отдыха вместе с малышом.
• В тех ситуациях, когда малышу явно нечем заняться и он просит грудь, потому, что ему скучно, необходимо стараться искать ему альтернативное занятие. Но если маме именно сейчас не хочется отвлекать малыша и самой хочется отдохнуть, лишнее прикладывание не повредит, просто старайтесь не увлекаться этим способом «развлечения» малыша, не используйте е го слишком часто.
• Частенько мамы предлагают малышу грудь в те моменты, когда хочется отвлечь его от какого-то занятия, с маминой точки зрения, не подходящего в данный момент. Ребенка надо переключать не на сосание груди, а на другое занятие. Если этого не делать, то в итоге получается, что мама очень часто дает грудь в тех ситуациях, когда нужно изменить нежелательное поведение, а изменять нежелательное поведение бегунка иногда приходится 10 раз в день, если не 20 …
• Примерно со второго года жизни малышу нужно иногда давать грудь не сразу, когда он ее просит. Если малыш попросил грудь, а мама не дает грудь сразу или не может это сделать, она должна показать малышу причины своего отказа (они обязательно должны быть очевидны для малыша, Например, объяснение: «когда помою фрукты» не подходит) и показать, когда она сможет дать грудь (когда разрежу это яблоко, например…). На втором году жизни дать грудь как можно быстрее в этих обстоятельствах, ближе к двум годам время ожидания, смотря по обстоятельствам, может удлиняться, а на втором – третьем году кормления время ожидания иногда! удлиняется настолько, что про потребность в прикладывании можно и забыть на этот раз … Но есть , конечно же ситуации, когда прикладывание к груди откладывать не нужно: малыш устал, хочет спать, а так же, если нуждается в утешении при помощи груди, когда ему больно, страшно.
• При ночных прикладываниях можно грудь забирать, если маме хочется повернуться и изменить положение. Но это можно делать только тогда, когда малыш уже более-менее насосался, а не только что приложился. В большинстве случаев малыши, не испытывающие проблем, сосут ночью не продолжительно, совершенно не мешая спать своим мамам. А мамы, спящие с рождения с малышами, быстро привыкают к совместному сну с ребенком, и ночное сосание малышей не мешает им нормально отдыхать.
• Ребенок второго года жизни может принимать различные позы для кормления. Как бы ребенок не прилаживался сосать грудь, он должен сохранять правильный захват соска и не причинять маме неудобств. Свою собственную позу мама должна выбирать сама, а ребенок должен под маму подстраивать собственные удобства. Маме хорошо бы задумываться о перспективе. Например, одной маме было удобно, когда малыш засыпал лежа на ней, будучи новорожденным. Малышу это было удобно и в полтора года, а мама к полутора годам поняла, что больше нету у нее сил так спать… А малышу и в полтора года это было очень удобно и от этой привычки он отказываться не собирался…
• Ребенок не может сам доставать грудь из маминой одежды. Он может показать, что она ему нужна. Доставать грудь должна мама, прежде всего потому, что если разрешать это делать, в ситуации, в которой это не удобно, запретить не получится без скандала, это с одной стороны, а с другой – это мамин предмет и только она должна распоряжаться им (собой), а не другой человек.
• Тогда, когда малыш начинает теребить что-то на маме во время кормления, (чаще в районе года, или немножко раньше), мама должна быть очень внимательна к своим ощущениям. Если ей это «теребение» неприятно, она должна тут же переключить малыша на складку одежды или что-то другое (пальцы, бусы для кормления и т.п.) Нельзя откладывать ограничение в таком вопросе «на потом». «Я подумаю об этом завтра» здесь совершенно не подходит! Желание что-нибудь теребить на маме во время сосания груди характерно для всех детей. И только от мамы зависит, как далеко малыш в этом продвинется. Некоторые малыши могут, например, не занятый сосок отвинчивать ногтями…Некоторые мамы позволяют по другой груди возить маленькой машинкой, что бы сосать не скучно было…

1 комментарий:

  1. Спасибо! Полезная информация! Я согласна с большинством пунктов. Тоже считаю, что ребенка нельзя ограничивать манежем и нужно предоставлять ему как можно больше возможностей для изучения мира и общения. Еще мне очень понравился пункт про приобщение ребенка к домашним делам, но у меня с этим проблема. Только могу дать белье в тазик кидать, потому что мой ребенок и так все с головы на ноги переворачивает, и ни минуты не сидит на месте! Если ему дать тазик с водой и картошку, то через минуту вся вода будет на полу, а картошка обгрызенная валяться по разным углам)))

    ОтветитьУдалить

Что скажете?