Разве не удивительно, что такой странный и маловразумительный текст, как
сказка «Колобок» так нравится многим и многим поколениям малышей? Вот и
Ульянкино время пришло: слушает, да еще как внимательно. И каждый день
как первый раз. А раз рядом со мной есть такой эксперт, рискну
проанализировать сказку. Мощной поддержкой будет дочкино мнение, в
помощь – Пропп и след орды аналитиков в моей голове.
Вся сказка
построена на метафоре еды – все хотят съесть Колобок и он убегает, пока
не будет все-таки съеден лисой. Когда дочка слушает сказку, четко видно,
что самые энергетически насыщенные моменты – это убегание и упоминание о
еде. А уж после того как лиса: «Ам!» - и съела колобка – настоящий
взрыв радости. Один в один как игра в догонялки: так же акценты на
убегании и поимке. И как догонялки будут испорчены, если ребенка не
поймать и не потискать (как такого сладкого не съесть?), так и сказка
про Колобка без лисы не получится. Напрашивается вывод, что это как раз
тот случай, когда поедание – метафора любви, полного принятия объекта.
Дальше подробнее.
Сказка начинается так: «Жили да были старик да
старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей». Кратко
описана ситуация бедности. Сами слова – «старик, старуха» - менее
колоритные, чем, например «дед и бабка». Есть два старых голодных
существа. И вот они решают сотворить, и не просто что-то, а колобок.
Круг, шар. Так часто обозначают самость – юнгианский архетип единства
сознательного и бессознательного человеческой психики. Получается,
Колобок – это первая попытка ребенка осознать себя отдельным от мира. А
мир, от которого он отделяется, неярок и беден.
Интересно
создание Колобка: «Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести.
Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на
сковороде прягли и на окне студили».
Резюмирую что поняла: Колобок
получился из того очень немногого материала, который уже был в тусклом
бедном мире. А как много действий совершается: на 2 предложения 5
глаголов и деепричастие. Сразу вспоминается, что и в речи ребенка
вначале преобладают глаголы, чуть отстают от них существительные.
Последними появляются прилагательные. То есть, начинает себя осознавать
ребенок тогда, когда с ним что-то делают. И как только появляется
возможность – каждый здоровый малыш начнет действовать сам. Первые
передвижения ребенка – повороты с боку на бок: покатился Колобок! А уж
как только детку начали слушаться конечности, появляется направление
движения – от мамы. И не так уж важно куда.
Взрослые часто
приписывают агрессивные намерения создателям колобка. В сказки об этом
нет ни слова: «На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили.
Колобок соскочил да и убежал». А вот радость Колобка по случаю побега
очень даже отражается в его хвастливой песенке. Сама песенка отдельного
внимания заслуживает. Колобок каждый раз повторяет кто он и перечисляет
все события своей жизни. Так и маленький ребенок раньше всего усваивает
свое имя, начинает реагировать на него. Первые интересные разговоры,
конечно, о том, что происходит с малышом, что он делает и только что
сделал. Песенка Колобка – как декларация отдельности и самостоятельности
маленького существа. Последняя строчка: «И от тебя … убегу!» - отражает
уверенность в своих силах, каждой здоровой личности присущую.
Звери,
которых Колобок встречает - не очень ясные мне образы. Все они мужского
рода и идут по нарастающей: маленький безобидный заяц, сереньких волчок
и, наконец, медведь. Образ волка можно считать довольно страшным, но
именно тут для него выбраны очень уж негрозное обозначение: серенький
волчок. Так же в сказке про теремок волк не играет агрессивной роли и
называется «волчок, серенький бочок». Куда более грозно звучит просто
«волк». А ведь еще бывает «волк, зубами щелк». Колобку же встретился
серенький волчок – уже по одному звучанию образ не многим более грозный,
чем заяц. Медведь – это уже страшнее. Большой такой хищник. Тут так и
хочется понизить голос, чуть напугать. Возможно, это пик тревожных
переживаний, на которые способен младенец.
И вот наконец Колобок
встречает «черемную лисицу, баять мастерицу». Образ женский, яркий
(черемный по Далю - красный, рудой, рыжий). Явно притягательный,
интересный Колобку – ведь от всех предыдущих зверей он убегал сразу, а
тут, видимо, ждет какой-то реакции на свою песенке. Ах, не услышала! И
Колобок сам движется ближе и ближе (на губу, на язычок).
Способ
поглощения: «Она — хам! — и съела его». – проглатывание целиком, не
разжевывая. Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная
Шапочка, вернулся, еще не идет. Что опять же наводит на мысли об очень
маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина
защита важнее автономности.
Я думаю, что весь путь Колобка –
дорога младенца от мамы к маме. Она прикасается к ребенку и он начинает
осознавать себя - буквально ощущая границы своего тела. Так мама «лепит»
свое дитя, ядро его личности. Но одних прикосновений мало. Малышу нужно
самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру. И он
отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной
речью. Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает чуть
возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и
утвердиться в этом знании. Образ лисы – метафора новой мамы, мамы,
которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с
кем хочет контактировать. Что важно: мир, из которого Колобок убегал,
заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и
полное принятие) и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и
демонстрирует. Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение
единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в
маме – уже на другом уровне. И так до тех пор, пока метафора не
устареет и не наскучит. Тогда понадобится новая, более взрослая сказка.
взято отсюда, там еще другие версии, но таких волшебных, щемяще-нежных как эта больше нет
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?