В какой-то мере, конечно, да.
Но зачастую этот навык относится скорее к области памяти и языкового развития, а не к математике.
Все дети, осваивая новый навык, в том числе и такой навык, как счёт, проходят несколько ступеней. Сперва они просто понимают, что слова "один, два, семь, сто" могут прозвучать в ответ на вопрос "Сколько?"
Потом - запоминают последовательность слов, которые мы называем числами.
Однако умение произнести скороговорку "раз-два-три-...семнадцать, восемнадцать" - это ещё не счёт!
Мне доводилось встречать детей 9-10 лет, у которых понятие числа так и не сформировалось.
В садах, где я работала, некоторые воспитатели меня пытались убедить, что я предлагаю детям слишком простые игры.
-Мы с ними это в 2-3 года делали!
Да, начали они этому учиться в 2-3 года, и дети действительно хорошо умеют находить знакомую карточку с 3 утками, и узнают в лицо написанную на доске цифру 3.
Карточка с 4 машинками им тоже знакома, они давно выучили, что машинок там 4.
Однако если дать им новые карточки, незнакомые, то детям будет уже не так легко.
У меня есть набор карточек с точками от 1 до 5, причём точки эти расположены на карточках хаотично, и 4 точки могут стоять не только в линейку или квадратом, но и буквой Т или буквой Г.
И вот я говорю детям: "Смотрите, у меня есть ящики с яблоками. Точки у нас сегодня будут яблоки, договорились? В этот магазин с вывеской "4" надо отвезти все ящики, в которых ровно 4 яблока. А сюда - где 3 яблока. А вон туда - где 5 яблок. Поехали!"
Задача понятна, дети быстро включаются в работу.
Кто-то выискивает только пятёрки, кому-то проще носить ящики по 3 яблока - это дети решают сами. Карточек у меня полно!
Наконец все яблоки приехали по местам. Я благодарю детей, и предлагаю им привезти теперь яблоки в магазины "6", "7" и "8". Дети идут пересчитывать точки - и вскоре сообщают, что таких ящиков нет.
-Ой, точно! Тогда в эти магазины можно привозить по 2 ящика вместе, чтоб в двух вместе было 8!
Что делает в такой ситуации взрослый? Он вспоминает, как можно составить 8, скажем, из 3 и 5 или 4 и 4, потом идёт и берёт нужные карточки.
Что делают дети? Они берут карточку с 5 точками из магазина с надписью "5", и ЗАНОВО пересчитывают точки на ней. Потом, шевеля пальцами, морща лоб, шевеля губами они вычисляют, что им нужно взять 3. Находят - и тоже пересчитывают заново. Потом, чтоб убедиться, пересчитывают все точки вместе. Они не пользуются тем знанием, что на первой карточке 5 точек - они каждый раз начинают с 1.
А вот другая игра: нам с тобой вдвоём надо поставить на стол 5 пальцев. Я поставила 3 - сколько надо добавить тебе?
И вот дети, которые так бойко складывали карточки с машинками, и громко отвечали "стишок" про "два плюс три будет пять", эти самые дети снова начинают что-то шептать и морщить лоб! Им сложно!
Ага, ты легко справляешься - тогда давай усложним задачу. Нам надо вместе набрать на пальцах 10! Я показываю 5, и ты 5. Я показываю 9, а ты? Я показываю 3 на одной руке и 1 на другой руке. Сколько тебе надо добавить?
Если у человека сформировано понятие числа, то ему числа ускоряют работу и облегчают жизнь.
А если он просто знает, что 3 палочки нужно отнести к цифре 3, это уже счёт, но ещё не в полной мере. Зачастую при реальных операциях с предметами ребёнку нужно пересчитывать, начиная с одного каждый раз, и знание цифр ему не помогает.
Он знает, что на руке 5 пальцев. А когда мы показываем 5 пальцев и ещё один - начинает считать не с 5, а с 1 - вам такое доводилось видеть?
Значит, понятие числа ещё не до конца сформировано.
Это процесс длительный, а не мгновенный!
Количество можно щупать, можно выстукивать ритм, можно сравнивать предметы по весу - это тоже математика!
Игры, активизирующие счёт
Мамы любят рассказывать, что их дети прекрасно считают. Чаще всего речь идёт о том, что ребёнок может произнести без запинки «Один-два-три-четыре-пять-….-пятнад цать-шестнадцать», и не сбивается. Навык этот полезный, но скорее относится к области памяти и освоения речи, а не к математике. Если те же дети начинают пересчитывать предметы, то с первыми 5-6 проблем обычно не возникает, но потом дети отодвигают один предмет, а произносят скороговоркой «семь-восемь-девять», или, наоборот, пока произносят «одиннадцать» – успевают переложить несколько предметов.
Легко считать по порядку, хлопая ладошками по коленкам, если руки лежат на своих коленках. А легко ли запустить «волну счёта», если руки перекрестить, и свои ладони положить на коленки соседям?
Когда ребенок ещё только осваивает счёт, ему сложно бывает начинать не с единицы. Если считать по порядку, то он знает, что число семь идёт после числа 6. А если спросить отдельно:
«Какое число на один больше, чем шесть?» – то этот вопрос уже у некоторых детей вызывает задумчивость.
«А какое число на один меньше, чем семь?» – и дети, которые только что бодро считали по порядку до 20, тоже отвечают не сразу.
«Было пять птичек, потом ещё прилетело несколько, и стало семь. Как узнать, сколько прилетело?»
«Сколько палочек понадобится, чтоб сложить квадрат и треугольник?»
«Можешь показать на пальцах число, которое на 1 больше, чем у меня?»
«Было несколько бананов. Половину съели, осталось три. Сколько было?»
Очень полезно считать по порядку не только вверх, но и вниз. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку – и считайте через два!
-Давай спускаться с 20 этажа. Какой этаж под двадцатым? А под девятнадцатым? А можешь считать от двадцати вниз, но не подряд, а через ступеньку?
Маленькие дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!
-Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?
Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки! А теперь предложите ребёнку нарисовать мелом на полу себе домик, или возьмите для этого обруч, или небольшой гимнастический коврик.
-Пусть в домике будут 2 ноги! А теперь – одна нога! А как сделать 4 ноги? Правильно, надо кого-то позвать! А теперь давай сделаем 3 ноги! Сможешь придумать, как?
-А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть – сможешь?
Многим родителям кажется, что все приведённые игры подходят для детей 3-4 лет, но на самом деле понятие числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, уже вызывает большие сложности. Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять и в 5 лет, и даже в семь!
Если б дети эти игры переросли, они б не играли во всё это с такой охотой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?