mama

3 окт. 2010 г.

12 фраз, чтобы испортить детям жизнь

Каждый отец и каждая мать с момента рождения возлагают определенные надежды на своего ребенка и уже с учетом этих надежд стремятся воспитать его. Однако родителям не всегда удается воспитывать объективно. Не всегда они умеют проследить причинно-следственную связь между воспитанием и поступками ребенка. Давайте рассмотрим ряд типичных ошибок в воспитании ребенка.
Если родители еще сызмальства постоянно повторяли ребенку, что он «разгильдяй, болван, недотепа», то рано или поздно ребенок начинает в это верить.

  1. Сначала внутри ребенка происходит конфликт, поскольку его мотив был не огорчить родителей, а наоборот, порадовать, но из-за одного родительского слова приходит поражение.
  2. В этот момент родители даже не догадываются, что своим неверием в возможности ребенка подавляют его развитие.
  3. Следствием этого конфликта становится нервное напряжение, с которым не так легко справиться, поскольку родители не помогли ребенку стать лучше, а только осудили.
Разрешить данную проблему ребенок может двумя путями:
  • либо он будет во всем приспосабливаться к требованиям взрослых, не проявляя своих чувств и личностных качеств,
  • либо будет всячески искать защиты собственного «Я» и тем самым провоцировать различные конфликты с родителями.
И то и другое неизбежно приведет к неврозу, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Наши слова формируют будущее ребенка

Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «Когда же ты повзрослеешь?», «Как бы ты ни старался, у тебя все равно ничего не получится. Давай лучше я!», «Ты мое горе!» и тому подобное. Эти и многие другие родительские выражения-программирования принято называть «родительскими директивами». Термин введен Р.Гулдингом в книге «Психотерапия нового решения». Речь идет о скрытом приказе, сформулированном словами или действиями родителей, за неисполнение которого ребенок будет наказан не явно, а косвенно – собственным чувством вины перед родителями, давшими эту директиву. Из-за этих директив, уже будучи взрослым, человек испытывает зависимость от родителей, которые неосознанно научили его вести себя неуверенно, непродуктивно и невротически. Гулдинг вывел целый ряд родительских директив.

1. «НЕ ЖИВИ»

«Мне не нужна такая плохая девочка», «Сколько я погубила своего здоровья, чтобы тебя воспитать, и все напрасно» и другие. Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посредством формирования в нем хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителей. Взрослый заставляет ребенка поверить в то, что именно он ответственен за нерешенные задачи взрослого. Как следствие, такие дети ищут ситуации, где они могут быть наказаны, поскольку, как известно, наказание смягчает чувство вины (драки, разбитые окна и т.д.). По мере взросления эти поступки ухудшаются.

2. «НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

«Пора тебе думать своей головой», «Ну, ты же не маленький, чтобы…» Такая директива проявляется на старших детях и соединена с подавлением детских, искренних и невинных желаний, которые связаны со способностью к творчеству и самовыражению.

3. «НЕ РАСТИ»

«Ты еще мала, чтобы…», «Мама всегда будет рядом», «Не торопись взрослеть». Зачастую эта директива достается младшим или единственным детям. Такую директиву дают родители, которые боятся взросления своего ребенка и прихода того момента, когда он оставит их семью, а они снова окажутся лицом к лицу друг с другом, как в начале брака. Яркими примерами будущего этих детей является неумение и нежелание самостоятельно принимать решения, ожидание одобрения действий и поступков родителями. Таким людям достаточно тяжело построить собственную семью, поскольку родители не готовы отпустить ребенка без вмешательства в его семью.

4. «НЕ ДУМАЙ»

Выражается в требованиях «не мудрствуй, не задумывайся над этим». Например, желая отвлечь ребенка от неприятной ситуации, мама отвечает на вопрос так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишает ребенка возможности решить проблему, вставшую перед ним, рациональными средствами. Во взрослом возрасте для таких людей проблема – это не возможность проявиться, а угроза, которую нужно избегать.

5. «НЕ ОЩУЩАЙ»

«Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе в матери годится», «Не из сахара – не растаешь». Ребенок с такой директивой может начать разряжаться на младших или более слабых детях. Подсознательно ребенок будет стремиться стать взрослым, чтобы иметь возможность управлять младшими. Во взрослом возрасте такие люди проявляют высокомерие и наглость, не умеют понять чувств другого человека, поскольку с детства их приучали игнорировать собственные чувства.

6. «НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА»

«Я сам не смог окончить институт, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование», «Мне никто не помогал, а я для тебя на все готов…» К сожалению, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка. У таких детей тоже будет проявляться чувство вины за свои успехи, что в свою очередь будет тормозить их развитие и способности.

7. «НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ»

«Будь, как все», «Ну и зачем ты высовывался, вышло же хуже для тебя». Родители хотят, чтобы ребенок был, как все, если он выделяется, ему могут завидовать или, наоборот, над ним могут смеяться. Однако если ребенок имеет лидерские способности, он по своей сути стремится к самовыражению, поэтому родителям лучше поддерживать ребенка, а не подавлять. Если у вашего ребенка много талантов, то стоит их реализовывать, а не думать о том, что другие подумают.

8. «НЕ ПРИНАДЛЕЖИ»

Эту директиву передают детям родители, которые сами испытывают проблемы в общении и видят в ребенке единственного друга. Такие родители всячески подчеркивают в ребенке его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле). Во взрослом возрасте таким людям трудно будет найти свое место в жизни, могут возникнуть проблемы в общении, поскольку, кроме родителей, мало кто будет отыскивать их уникальность и эксклюзивность, чего они будут ожидать.

9. «НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ»

Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, тем самым внушают ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого скрытого указания в бессознательном убеждении, что любая близость опасна. Как следствие, таким людям очень трудно создать собственную семью.

10. «НЕ ДЕЛАЙ»

То есть не делай сам, я буду делать это вместо тебя. Родители дают эту директиву ребенку, говоря: «Не делай сам, подожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, будут попадать в цейтнот и, самое основное, не смогут полноценно развиваться и реализовываться в этой жизни.

11. «НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»

Выражается в высказываниях «Почему Вася это может, а ты нет?», «Ты должен стремиться к идеалу». Иногда причиной таких моментов бывает то, что родители хотели девочку, а родился мальчик. Такие дети будут вырастать в постоянном недовольстве и завидовать другим. От себя убегая, не смогут реализоваться.

12. «НЕ ЧУВСТВУЙ СЕБЯ ХОРОШО»

«Хотя у него была высокая температура, он написал контрольную на отлично». Ребенок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Каждый из нас использует определенный стиль общения с ребенком, возлагает на него свои надежды, стремится самореализоваться в нем и т.п. Однако если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, успешными, уверенными в себе людьми, которые умеют четко ставить перед собой цель, настойчиво и сосредоточенно работать над ее достижением, то мы с детства должны воспитывать их, придерживаясь определенных правил.

Как помочь ребенку вырасти счастливым:

1. Все члены семьи должны принимать активное участие в жизни семьи.
2. Всегда находить время для разговора с ребенком.
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все проблемы, которые возникают в его жизни, помогать ему развивать умения и таланты.
4. Не оказывать давления на ребенка, помогая таким образом самостоятельно принимать решения.
5. Иметь представление о различных этапах развития в жизни ребенка.
6. Уважать право ребенка на собственное мнение.
7. Уважать чувства ребенка, прислушиваться к его мнению в решении семейных вопросов.
Помните: от вас зависит будущее вашего ребенка, поэтому попробуйте помочь ему в развитии и самореализации.
Автор: Мария Колодий
Источник:«ЖИВА ВЕРВИЦЯ»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что скажете?