Ключи к независимости, индивидуальности и ответственности
У каждого ребёнка есть потенциал:
быть любознательным и заинтересованным, чтобы ему нравилось пробовать новое, чтобы он думал сам за себя, был полон планов, умел занять себя в одиночестве, ценил оригинальность и креативность, любил самостоятельно познавать новое, отвечал за свои действия и их последствия, видел в жизни выбор, ценил собственную самобытность и неповторимость, редко скучал, был полон жизненных сил, стремился к автономии и независимости, стремился быть самим собой, уважал и принимал свои и чужие границы.
Скорее всего большинство родителей мечтают, чтобы их дети обладали такими характеристиками. Жизнь не просто случается с такими людьми, они сами управляют жизнью, и не стесняются быть иными, непохожими, не боятся проявлять любопытство и заинтересованность миром, который лежит вне круга их привязанностей.
Вопрос: откуда берутся такие качества личности?
Эти характеристики не передаются по наследству. Ни один ребёнок не рождается с упомянутыми выше качествами, но любой ребёнок, приходящий в этот мир, обладает потенциалом их иметь.
Довольно долго считалось, что этим качествам можно ребёнка научить, но сейчас понятно, что нет. Все исследования показывают, что чем больше вы пытаетесь стимулировать любознательность и самостоятельность, тем быстрее эти черты в ребёнке исчезают.
Не зависят эти характеристики и от интеллекта. Ребёнок может быть очень умным и быть напрочь лишён желанных качеств, или быть отстающим в развитии но наполненным идеями, желанием сделать самому, готовностью нести ответственность.
Все эти черты личности — результат процесса становления.
Процесс становления - это один из любимых предметов изучения психологами развития и известен под множеством имён: процесс дифференциации, процесс индивидуации, процесс сепарации, сила взросления, само-актуализация, само-реализация, и т. д. Концепция пробуждения и становления жизненной силы исследовалась философами (Руссо, Кьеркегор, Сартр, Гёте) и психологами (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Отто Ранк, Хайнц Вернер и Хайнц Кохут и другие).
В принципе, именно вера в существование жизненной силы и отличает истинного психолога развития в философском смысле. Теория Эрика Эриксона состоит из восьми стадий развития личности. Всеобьемлющая теория Карла Юнга об индивидуации глубока, но, к сожалению, сосредоточена на взрослых, а не на детях. Приверженцы поведенческой психологии и теории обучения отказываются признавать процесс становления, считают, что желаемое поведение является результатом обучения или подкрепления. Они считают, что независимость, автономия, осознавание границ, интерес, любознательность, ответственность — это навыки, которым можно обучить или сформировать, подкрепляя желательное поведение.
Цель процесса становления — жизнеспособность
Жизнеспособность в качестве отдельной сущности, независимо от других. Жизнеспособность может проявляться на разных уровнях: например, на уровне клетки, или на уровне системы. Физически ребёнок становится жизнеспособным с перерезанием пуповины, когда он готов существовать отдельно от материнского организма, но потребуется не меньше двух десятков лет, прежде чем человек сможет стать жизнеспособным психологически.
В дальнейшем жизнеспособность тестируется на многих уровнях: ребёнок учится самостоятельно передвигаться, самостоятельно кушать, говорить. В 2-3 года ребёнок начинает демонстрировать первые признаки психологической жизнеспособности, когда после времени, проведённого вместе, насытившись привязанностью, можно почувствовать его энергию дерзновения: «Я сам!», «Не помогай мне, отойди». Эта стремление к независимости длится недолго, быстро проходит, но это хороший знак.
Обычно на биологическом и физическом уровне жизнеспособность развёртывается автоматически (за исключением некоторых болезней, тормозящих рост), а вот на психологическом уровне процесс не столь автоматичен. Вернее, он будет происходить сам, но при наличии благоприятных условий.
Признаки жизнеспособности
Способность действовать независимо от своих привязанностей
Ребёнок не просто энергично исследует мир вокруг себя, он наполнен энергией, но это не срочная и не тревожная энергия действия, а наполненность собой в самом лучшем смысле слова. Такой ребёнок полон своих идей, интересов и инициатив и намерений.
Индивидуальное чувство собственного «Я»
Ни один ребёнок не рождается с чувством собственного «я», это чувство должно вызреть. Осознание себя формируется с двух сторон: со одной стороны с помощью привязанности, когда формируется представление о себе, как принадлежащем к определённым группам, и отвечает на вопрос «кто же я», и с другой стороны, в процессе становления формируется осознание себя, как отдельного уникального существа, единственного в своём роде.
Отношения с самим собой
Человек становится способен спорить с самим собой, наблюдать за собой, принимать себя, ценить или осуждать себя. Тот, у кого установились отношения с самим собой, уже никогда не будет одинок, что одновременно является и хорошей новостью и плохой. Но если у вас нет отношений с самим собой (как Г.Ньюфелд говорит об этом «Никого нет дома») то и с другими ваши отношения не будут складываться. Вы либо будете вторить мнению других людей, либо не будете принимать точку зрения другого вообще.
Инстинкт оберегания своего «я»
Инстинкт самосохранения активизируется после того, как ребёнок достигает достаточного уровня жизнеспособности. Теперь он ценит свою индивидуальность вместо того, чтобы её стесняться. Ребёнок автоматически чувствует себя виноватым, когда действует против своих принципов, когда вынужден притворяться кем-то другим, идти на компромисс с самим собой.
Как же формируется способность действовать в отрыве от своих привязанностей и уважать собственное «я»? Энергия дерзновения
Ничего не наполняет ребёнка большим самоуважением, ничто не раскрывает для него так ярко глубины его «я», как способность сделать что-то самостоятельно, научиться функционировать независимо, постичь что-то самому и узнать свои мысли, идеи, ценности, понять свои предпочтения. Наполненный энергией дерзновения ребёнок проявляет желание рисковать, отваживаться, делать ошибки, брать на себя смелость. Он отрывается от своих привязанностей, чтобы исследовать мир. Энергия дерзновения не постоянна, и зависит от многих факторов, но я перечислю некоторые её признаки.
Ребёнок исследует мир, используя свою привязанность, как базу.
Ребёнок интересуется новым и необычным.
Проследите, куда направлено внимание вашего ребёнка, куда направлен его взгляд, на что-то знакомое, к чему он привязан, или на что-то новое и необычное. Заинтересованность в новом и необычном мы называем любопытство, интерес, увлечение.
Становится автономен и независим, самостоятелен.
Опять таки, это будут взлёты и падения. Малыш, который со слезами на глазах натягивает колготки, но вас не подпускает, потому что хочет сделать это сам; ребёнок постарше, который кричит, потому что вы подсказали ему слово, которое он хотел прочитать самостоятельно. Хочет ли ребёнок сделать что-то самостоятельно? Хочет ли он стать независимым? Это не зависит от его реальных умений, это энергия, которая исходит от ребёнка.
Начинает ценить свою индивидуальность и уникальность.
Спросите своего подростка: неужели ему никогда не хочется быть самим собой, неужели не жалко терять свою индивидуальность. Многие просто не поймут вопроса, но некоторые, наполненные энергией становления, ответят, что да, с одной стороны не хочется выделяться, но с другой стороны, очень часто они ощущают, что предают самих себя.
Ребёнку важно быть источником идей и действий.
Для ребёнка, наполненного энергией дерзновения, очень важно быть источником своих мыслей, целей, значений, идей. Но это должно прийти изнутри. Так, 4-х летка, наполненный собой, будет спорить с вами о том, что небо не голубое, что у слона не 4 ноги и что завтра утро не наступит, если источником этих идей был не он. Потому что это должны были быть ЕГО идеи, а не ваши. Для таких детей немыслимо присвоить чужую идею или работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?