Так надо ли целенаправленно играть с детьми, заставлять себя, принуждать к игре, если это вам совсем не интересно? Вот мнение психолога: не надо! Но с детьми надо общаться, не прогонять, когда вы заняты каким-то своим «взрослым» делом (конечно, бывают и исключения, например, когда вы делаете уборку в ванной, и используете бытовую химию). А в остальном: готовите вы обед, моете пол, гладите белье – обеспечьте ребенку максимальный уровень безопасности, и пусть наблюдает за вами – учится у вас.
Очень полезные, на мой взгляд, рекомендации из той же статьи психолога Катерины Деминой:
Совсем малышам-ползункам лучше быть на «вольном выпасе» на полу в кухне, куда можно сбрасывать различные предметы, но при этом постоянно комментировать и называть их действия, чтобы пополнялся пассивный словарь. Не таскать ребенка за собой, если выходите из кухни, а побуждать его ползти или ковылять за вами. В возрасте примерно до полутора лет физическое развитие тянет за собой умственное, не забывайте об этом.
Тоддлеры-топтуны уже в состоянии что-то изображать, если им дать игрушечный аналог, максимально похожий на настоящий предмет. То есть, двухлетке нужны кастрюли, молотки, швейные машинки – игрушечные, но «как настоящие». И учтите, что время для них течет иначе, пятнадцать минут – это очень долго. Им нужно минимум предметов в поле зрения в единицу времени. Один молоток и четыре гвоздя. Все остальное убрать и выдавать через пятнадцать минут, в обмен на молоток. Да, суетно и мешкотно, зато на улице они уже играют вполне автономно.
Примерно с трех лет у детей начинает работать фантазия, предметы для игры становятся все более абстрактными, а для игр нужны партнеры. Мамино участие требуется все меньше и меньше (в норме, если предыдущие этапы благополучно освоены). Освоение фантазийного мира продолжается лет до пяти, потом мама уже совсем не нужна, разве что как подавальщица и уборщица.
После шести лет дети полностью переселяются во внутренние миры, для игр не нужен никакой реквизит вообще, одна и та же палочка может быть градусником, палкой регулировщика, волшебной палочкой и так далее. То есть в четыре года кухня Барби со всеми причиндалами – хит сезона, а в семь лет лучше дарить что-то для самостоятельного творчества.
Л.С. Выготский выделил несколько ролей взрослого в детской игре (они могут меняться в зависимости от ситуации). Взрослый может быть:
- "Источником ресурсов", обеспечивающим игровыми материалами;
- организатором игровой среды;
- наблюдателем;
- помощником;
- партнером по общению;
- партнером по игре;
- посредником;
- инициатором игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?