Ты являешься отцом ребенка, который сможет
выпрашивать у тебя велосипед на десяти языках. Споры о том, что именно делает
одаренного ребенка одаренным, начались давно. После того как версия
божественного вмешательства отпала, на выбор осталось два объяснения:
наследственность или воспитание. Начало почти трехвековой полемике положили
титаны французского Просвещения Гельвеций и Дидро . Первый считал, что при
появлении на свет мы обладаем одинаковыми задатками, а остальное зависит от
дальнейшего влияния среды. Второй утверждал, что
каждый человек рождается «С определенной способностью к чему-то» . Оставим
учебникам пересказ затяжной борьбы теорий.
Для тебя (и для этой статьи), по сути, важно, что в итоге выиграли те,
кто ставил на Гельвеция и воспитание.
Современная психология считает, что в
процессе целенаправленного обучения можно развить какие угодно способности у
любого ребенка. Да, индивидуальные особенности психики и организма (или, говоря
проще, задатки) - это важно. Однако, чтобы играть Четвертый концерт
Рахманинова, одной удачи родиться с длинными пальцами мало. Если не поставить
их в нужное время на клавиши, в будущем ребенок будет использовать свои персты
для эффектного, но все же бездарного копания в носу.
Когда ученые начали тестировать,
взвешивать и измерять окружность черепа вундеркиндов, выяснилось, что от
обычных детей одаренные отличаются более ярким проявлением трех следующих
качеств:
К счастью для твоего наследника, все эти
составляющие высокого интеллекта несложно развить. Так как интеллект развивается
в раннем возрасте, в основном от тебя требуется просто играть с ребенком. Чем
ты немедля после прочтения статьи и должен заняться. Известный психолог,
специалист в области детской одаренности Натан Лейтес писал: «К шести годам
интеллектуальное развитие завершается более чем на треть, к восьми- на
половину, а к двенадцати- на три четверти». Надеемся, у тебя еще есть время
сделать свое чадо умнее.
Прокачка любознательности
Ради интереса мы заглянули в
энциклопедию и выяснили, что
любознательность — это жажда новизны и потребность в новых впечатлениях. «Связь
между количеством впечатлений, которые получает младенец, и развитием его мозга
неоспорима, - рассказывает
наш постоянный консультант из семейного
центра «МЫ», кандидат психологических наук, медицинский психолог Татьяна
Свиридова.- Брошенные дети, недополучившие в грудном возрасте эмоционального
общения со взрослыми, будут заметно отставать в развитии от сверстников даже
при самых высоких задатках».
Ничего особенного, в принципе, от тебя не
требуется. Путешествие с ребенком по джунглям Амазонки, конечно, достойно
похвалы, но и обычный поход за грибами ничем не хуже (к тому же не менее
опасен, учитывая, что твое знание ядовитых грибов исчерпывается мухомором).
Интенсивность впечатления зависит не от самого впечатления, а оттого, как ты
его интерпретируешь для ребенка. Если ты посадишь дитя перед телевизором и
уйдешь в другую комнату заниматься своими взрослыми делами (прохождение
третьего уровня Megaman 10 совсем не детское занятие!), какие-то новые
впечатления ребенок все равно получит. Однако это самый примитивный способ
развития любознательности.
«Ты всегда должен быть рядом,- объясняет
твою ошибку Татьяна Свиридова. Чтобы впечатления усваивались нестихийным
образом, тебе следует постоянно обозначать реальность, которую исследует
ребенок». Если во время совместного просмотра «Тома и Джерри» ты начнешь
объяснять юному зрителю, почему после глотания бомбы из ушей идет дым, это
поможет ему глубже познать мир и тайные связи между вещами. И самая глупая
сказка («Как зайка коня загрыз») принесет пользу, если после ее прочтения ты
задашь ребенку несколько вопросов («Как ты думаешь, почему зайка стер с
пистолета отпечатки пальцев?», «Так кто же из коней на самом деле прятался в
дупле?») . Ответ заставит ребенка задуматься, а значит, четче уяснить для себя,
как работает наша действительность. Постоянно становись на позицию ребенка и
проявляй (ну хотя бы изображай) искренний интерес к миру. Если мимо вас ползет
муравей, остановитесь и посмотрите, куда это он намылился. Расскажи все, что ты
знаешь об этом насекомом (живет под березой в муравейнике, зовут Семеном, не
женат). Так ты не только обогатишь полученное впечатление, но и поощришь
любознательность.
«Никогда не ограничивай любопытство
ребенка,- наставляет Татьяна.- Если он разобрал игрушку, не ругай его.
Исследовательская активность важнее сохранности вещей. А наказание может отбить
стремление к дальнейшему постижению мира». Любознательность- высшая степень
развития любопытства . Чтобы чадо не застряло на полпути, не заваливай его
игрушками . Если дарить через день по-новому бакугану (если не знаешь, что это,
значит, ты не родитель- зачем ты вообще взялся за статью?), любопытство так и
останется любопытством. Чтобы полностью «подчинить» себе предмет, недостаточно
научиться манипуляциям с ним . Получив очередного бакугана, ребенок немножко
поиграет с ним и положит к остальным. Это любопытство, а не любознательность.
Родительская щедрость не дает возможности «заиграть» бакугана до дыр, изучить
все его свойства (он тонет? Держится ли на нем краска?) и использовать не по
назначению (поместить в ветлечебницу к больному слону), другими словами-
использовать весь потенциальный функционал, таящийся в игрушке. Построить
робота из пустой коробки во много раз полезнее для развития интеллекта, чем
незатейливая игра с роботом, который и находился в этой коробке.
«Любознательность хорошо развивается при
решении дивергентных задач»,- продолжает делиться знаниями госпожа Свиридова,
великодушно предполагая, что ты знаешь значение словосочетания «дивергентная
задача» (это, подскажем в скобках, задача, у которой нет единственно
правильного решения) . Мышление человека достаточно экономично и эргономично.
Ему, мышлению, удобнее считать, что все ответы делятся на правильные и неправильные
и выход из любой ситуации находится по алгоритму «не одно, так другое».
Любознательность же предполагает, что однозначного ответа может и не быть. Тебе
нужно как можно чаще показывать ребенку, что каждая задача может быть решена
различными способами. Перенести мяч из комнаты в комнату можно по-разному:
держа в руках, пиная ногами, засунув за пазуху, привязав к кошке. Вместо того
чтобы распорядиться с высоты родительского положения «делай так и никак иначе»,
совместно с ребенком обсуди, какой из вариантов самый лучший. Не упускай
возможности показать, что познание не заканчивается нахождением одного
ответа. Любые твои совместные занятия с
ребенком должны быть именно сотрудничеством. Любознательность может пропасть,
если взрослый покажет, насколько он совершенен в отличие от несмышленого
дитяти. Если ты сел с трехлетним ребенком рисовать, не вырывай у него кисточку
со словами «Дай покажу, как нужно» и не набрасывай уверенными мазками копию
«Девочки с персиками на шаре». Ребенок обзавидуется твоим талантам.
Сотрудничество подразумевает, что каждый вносит посильный вклад. Ты держишь
листок, а ребенок, размазывая краску, рисует снег. Не делай что-то для ребенка,
делай что-то с ним вместе. Одна из главных опасностей, подстерегающих
вундеркинда,- гордящиеся им родители. Не хвались успехами ребенка в его
присутствии. Если кроха выучил буквы, не ставь его перед гостями на стул,
заставляя читать татуировку на твоей груди. «Тщеславие враг любознательности,-
предупреждает Татьяна. - Стоит ребенку успокоиться на достигнутом, и его
развитие остановится».
Тренировка настойчивости
Любознательность- это, конечно, прекрасно.
Но без умения довести дело до конца от нее не много толку. Изучая поведение
одаренных детей, исследователи особо выделили их усидчивость . Вундеркинды
могут часами концентрировать свое внимание на чем-то одном (нет, долбление
молотком по пустой кастрюле в течение трех часов не считается, а вот
бесконечное пиликанье гам-мы- самое то). Такое поведение нехарактерно для
обычных детей дошкольного и младшего возраста. Им хочется то одного, то
другого, то третьего (особенно когда третье- компот).
« Изначально любой деятельностью ребенок
занимается по большому желанию. Но стоит ему заскучать- и он отвлекается,
-объясняет наш консультант. - Воля развивается, когда человек преодолевает то,
что ему не очень интересно». Перетерпеть скуку ребенку под силу, только если
рядом есть взрослый. Дошкольника бессмысленно заставлять доиграть, дорисовать
или доделать что-то самостоятельно. Чем бы ты ни занимался вместе с наследником,
помни главное: заключительный штрих всегда достается ребенку. С утра вы начали
делать башню из кубиков, в обед ребенку надоело, и он уехал к бабушке в
деревню, а ты продолжил возведение стен в одиночку. Но последний кирпичик
должен установить не ты, а ребенок. Это ничего, что он провел у бабушки все
лето и не очень помогал тебе. Именно ему отведено почетное право водрузить на
вершину завершающий строительство кубик! Пережитое им радостное чувство («Мы
доделали! Мы молодцы!») поможет и в будущем доводить начатое до конца .
Сложность задачи может привести к тому, что ребенок не станет ничего делать
вообще. Поэтому всегда в ваших совместных занятиях иди от простого к сложному.
Допустим, ты решил научить ребенка рисовать. Конечно, ты и сам понимаешь, что
пытаться сразу вдолбить ему азы перспективы не стоит. Но и провести прямую
линию до определенного возраста довольно сложно. Подбери задание по силам. В
нашем случае для начала пусть ребенок придумает сюжет картинки . Ему уже станет
интереснее следить за тем, что выходит из-под твоего фломастера. Ты нарисовал
корову? Теперь пусть ребенок понаставит над ней точечки - эти мухи будут его
посильным вкладом в создание шедевра. Такие совместные проекты с самых ранних
лет научат концентрации внимания и целенаправленной деятельности. Помни, что
ребенок очень быстро выдыхается.
«Часто дело не в недостатке сил, а в
недостатке нужных эмоций,- подчеркивает госпожа Свиридова.- Твоя поддержка
очень важна. Лучше похвалить ребенка за мелочь, чем указать на существенный промах
». Твой возглас: «Как здорово, что у этого человечка двенадцать пальцев на
руке! » - даст ему сил еще немного по корпеть над рисунком и подрисовать
дополнительно семь пальцев на носу. Постепенно приучи ребенка просить помощи
только на самом сложном этапе. Другими словами, он должен привыкнуть
планировать.
Если у него есть замысел (построить из
кресла танк) , ему не следует сразу бежать к тебе. Пусть сперва сам решит, из
чего будет сделано дуло, из чего- гусеницы, и только потом пригласит на
постройку тебя, да и то в качестве помощника. Чем старше становится ребенок,
тем меньше взрослый должен участвовать в организации его деятельности. Только
сын научился завязывать шнурки- все, отныне он это всегда обязан делать сам.
Даже если вы спешите. Постепенно совместная деятельность должна переходить в
контроль за конечным результатом (проверка домашнего задания). Если ты будешь
руководить каждым шагом, его воля так и не разовьется. Попав в большой мир, он
ничего не сможет сделать без чужих указаний . Он всегда действовал по указке, и
его волевая сфера осталась незрелой.
Апгрейд воображения
Активнее всего образное мышление (главная
предпосылка любого вида творчества) развивается с трех до семи лет. « Многие
родители считают, что , если в этот период начать учить ребенка по
мини-школьной программе, это будет способствовать его интеллектуальному
развитию. Это заблуждение. В действительности раннее обучение тормозит развитие
», - предупреждает Татьяна Свиридова .
Для дошкольника умение писать, читать и
считать не является показателем ума. Тесты показали, что дети, знакомые до
школы с начальной программой, оказались менее интеллектуально-одаренными, чем
те, которым родители дали наиграться и тем самым помогли развиться воображению.
Учеба, даже по облегченной схеме, требует усидчивости, которая нехарактерна для
психики дошкольника. Ребенка заставляют делать то, чего он не хочет, и в итоге
он перестает мыслить творчески, то есть свободно. Смелость замыслов, ощущение,
что ему море по колено и он хоть завтра может отправиться на Луну (короче, все
те чувства, которые в твоем возрасте просыпаются после того, как ты выпьешь),
«Заученные» дети теряют в процессе принудительных занятий. Не бойся вырастить
отстающего ученика. «К концу дошкольного возраста наигравшийся ребенок сам почувствует,
что ему надоело быть маленьким, и захочет пойти в школу и стать «Взрослым»,-
обещает Татьяна.
С трех до семи лет у ребенка под руками
всегда должно быть вдоволь фломастеров, красок, пластилина и конструкторов. Эти
полезные штуки могут развивать воображение, даже если тебя нет рядом. Но если
ты все же оказался поблизости, обогати эти виды творческой деятельности
максимальным образом. «Обогатить, - встревает наш консультант, -значит,
показать различные варианты использования вещи». Вот что мы имеем в виду.
Предположим, ребенок слепил нечто, что он
считает вазой. Обыграй этот кособокий предмет. Положи набок и скажи, что это
бочка, в которой жил мудрец Диоген. Добавь клюв- опа!- вот у вас и получился
пингвин. Добавь хобот- вуаля! -теперь это Диоген с хоботом! Главным
развлечением для дошкольников, не считая (печальный вздох) бакуганов, является
сюжетно-ролевая игра . В этих разыгрываемых для себя же представлениях ребенок
моделирует социальные отношения (начальник-подчиненный, врач- больной) и учится
мыслить абстрактно . Если ребенок уже вовлекал тебя в свои перформансы, ты,
возможно, заметил, что он всегда хочет изображать взрослого . Если тебя
пригласят поиграть в «дочки-матери», даже не думай быть матерью, ты должен быть
дочкой. Иначе потенциал игры будет снижен до минимума. Кроме того, в совместных
играх тебе нельзя навязывать свое мнение. Режиссером всегда должен быть
ребенок. Ты можешь только подыгрывать и обогащать сюжет мелкими импровизациями
и деталями («Папа, давай я как будто вырываю тебе зуб!»- «Давай! А я как будто
во время этого спокойно проверяю на «Фейсбуке » обновления ... »).
Прежде чем вы начнете играть, расспроси
ребенка о сюжете и конечном замысле. Чем закончится экспедиция в Антарктиду? В
финале вы водрузите флаг, воткнув его прямо в белого медведя, или отправитесь
на отколовшейся льдине навстречу «Титанику»? Такое обсуждение планов развивает
умение мыслить целенаправленно и ориентироваться в рамках заданной ситуации.
Во время ролевых игр желательно
пользоваться не игрушками, а замещающими их предметами. Ребенку полезнее ползти
по ковру и целиться в тебя из половника, а не через прицел реалистично
выглядящего пластмассового миномета из магазина «Малютка». «В этот момент
ребенок держит в уме образ предмета, что очень сильно развивает и воображение,
и интеллект,- поясняет Татьяна Свиридова. Такая
способность к замещению вещи на ее образ является фундаментальной
особенностью человеческого ума и начинает складываться в трехлетнем
возрасте».Связующим звеном между абстрактным (то есть творческим) и конкретным
мышлением служат схемы . Научи ребенка превращать вещи в их символы. Начните с
самого простого. Нарисуйте схему вашей квартиры. Вот этот прямоугольник -стол,
этот квадрат- телевизор, а этот круг- след
от чашки с кофе , которую ты поставил на лист.
Важно показать ребенку связь между
конкретной вещью и ее символом. Превращай с ним в схемы все подряд . Даже игры
и сказки. Прочитали «Красную шапочку»? Теперь зарисуйте ее. Красная Шапочка -
это, само собой, красный треугольник. Она шла по дорожке- это извилистая линия.
Ей встретился волк. Он большой и серый . Рисуем серый прямоугольник.
И так далее . Это странное на первый
взгляд занятие позволит ребенку не только глубже понять взаимоотношения
предметов и явлений, но и, главное, сделает из него творческую личность.
Творчество не продукт аналитического рассуждения, а способность к интуитивному
озарению, которое невозможно без умения оперировать знаками и образами.И
запомни: для гармоничного развития важно безусловное принятие ребенка родителями.
Не рви на себе волосы от досады, если твой наследник отстает в развитии от
более смышленых сверстников. На себя посмотри! Разве тебе это помешало?
Болеслав Гуппка
Maxim Detox 10/2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?