Итак, имеется двое (или больше) детей, которые почему-то вместо того, чтобы дружить, помогать, вместе весело играть и «шагать по просторам», – дерутся, ссорятся, ябедничают и, порой, кажется, просто ненавидят друг друга.
Главные ошибочные ожидания родителей, по моим наблюдениям, это:
- ожидание безусловной любви детей друг к другу;
- ожидание, что детям всегда вместе будет лучше, чем порознь;
- ожидание, что дети всегда найдут, чем вместе заняться.
Что могут сделать родители, чтобы сдружить собственных детей?
Научить совместным играмДля того чтобы отделить нужные для обучения сотрудничеству игры от игр с другой пользой (ведь все игры чем-то да полезны), задавайте себе вопросы:
- В эту игру интереснее играть с сестрой или самому?
- В этой игре важней общий результат или личный?
- В этой игре могут играть дети разного возраста?
Любое лото – это тоже игра для двух и более участников. И в нее играем со взрослым ровно столько, чтобы убедиться, что младший участник уже понял правила. А потом под удобным предлогом «самоустраняемся».
В принципе, большинство настольных игр рассчитано на совместную игру. Самое главное – не дать возможности старшему ребенку разочароваться в игре с младшим. То есть, играть вместе с детьми до того момента, пока не убедимся, что младший разобрался, как играть, что все понимают правила одинаково и знают, что нарушать правила нельзя.
Ролевые игры
Ролевые игры – это те игры, которые дети придумывают сами и подключают любого желающего с ними поиграть. Загвоздка только в том, что тот, кто придумал игру, «знает», как в нее играть, и обычно не желает инициативы со стороны других участников. Наша задача – научить играть по правилам. Если Маша предложила играть в «дочки-матери» и назначила себя мамой, а Свету – дочкой, и играть они должны в прогулку по зоопарку, значит, это правила этой игры.
Праздники
Очень сближает членов семьи совместная подготовка к празднику (который можно придумать, чтобы не ждать полгода). Самое главное условие – участвуют все члены семьи (исключение составляет только именинник, например, для которого готовят сюрприз).
- Сначала обсуждается конечный результат (концерт, газета, торт и т.д.).
- Потом, что конкретно для этого нужно сделать (сходить в магазин, нарисовать, придумать, выучить стихотворение и т.д.)
- и распределение, кто и что будет делать (очень важно, чтобы у каждого была своя посильная задача).
Обычно старшим детям нравится быть «старшими» только в двух случаях –
- когда им что-то можно, чего нельзя младшим (мороженого, прыгать со стула, доставать из холодильника еду и т.п.),
- и когда они могут продемонстрировать свое превосходство в умениях и знаниях.
Конечно же, отрывать хвостики у клубничек хотят оба ребенка. Попросите старшего ребенка научить младшего «правильно» это делать и присмотреть, чтобы хвостики не попадали в миску, где будет десерт. Обязательно похвалите учителя!
Вот так одновременно просто и сложно учить детей получать удовольствие от общения друг с другом. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что скажете?