15 нояб. 2011 г.

Нужно ли играть с детьми

«Мааам! Ну, иди поиграй со мной!» - знакомо, правда? Наверняка и ваши детки регулярно просят вас поддержать их игру. Некоторые мамы охотно участвуют в играх своего ребенка: что-то придумывают, подыгрывают, во время игры их охватывает азарт и вдохновение, совсем как в детстве. Но таких не много. Большинству взрослых людей скучно долго играть с ребенком: посидеть рядом пару минут, подкинуть какую-нибудь идею для развития игры – это да, а вот именно играть долго с ребенком могут не многие.  И это нормально. Игровая деятельность имеет первостепенное значение для детей, для взрослых же – это пройденный этап. Реальные дела более важны и значимы. И именно наблюдая за делами взрослых, дети придумывают свои игры. Когда они готовят обед для кукол, понарошку ходят в магазин за продуктами, укладывают игрушки спать – они копируют нас. Все эти действия дети подсмотрели у нас взрослых, и интерпретируют их на свой детский лад.


Так надо ли целенаправленно играть с детьми, заставлять себя, принуждать к игре, если это вам совсем не интересно? Вот мнение психолога: не надо! Но с детьми надо общаться, не прогонять, когда вы заняты каким-то своим «взрослым» делом (конечно, бывают и исключения, например, когда вы делаете уборку в ванной, и используете бытовую химию). А в остальном: готовите вы обед, моете пол, гладите белье – обеспечьте ребенку максимальный уровень безопасности, и пусть наблюдает за вами – учится у вас.

Очень полезные, на мой взгляд, рекомендации из той же статьи психолога Катерины Деминой:

Совсем малышам-ползункам лучше быть на «вольном выпасе» на полу в кухне, куда можно сбрасывать различные предметы, но при этом постоянно комментировать и называть их действия, чтобы пополнялся пассивный словарь. Не таскать ребенка за собой, если выходите из кухни, а побуждать его ползти или ковылять за вами. В возрасте примерно до полутора лет физическое развитие тянет за собой умственное, не забывайте об этом.

Тоддлеры-топтуны уже в состоянии что-то изображать, если им дать игрушечный аналог, максимально похожий на настоящий предмет. То есть, двухлетке нужны кастрюли, молотки, швейные машинки – игрушечные, но «как настоящие». И учтите, что время для них течет иначе, пятнадцать минут – это очень долго. Им нужно минимум предметов в поле зрения в единицу времени. Один молоток и четыре гвоздя. Все остальное убрать и выдавать через пятнадцать минут, в обмен на молоток. Да, суетно и мешкотно, зато на улице они уже играют вполне автономно.


Примерно с трех лет у детей начинает работать фантазия, предметы для игры становятся все более абстрактными, а для игр нужны партнеры. Мамино участие требуется все меньше и меньше (в норме, если предыдущие этапы благополучно освоены). Освоение фантазийного мира продолжается лет до пяти, потом мама уже совсем не нужна, разве что как подавальщица и уборщица. 

После шести лет дети полностью переселяются во внутренние миры, для игр не нужен никакой реквизит вообще, одна и та же палочка может быть градусником, палкой регулировщика, волшебной палочкой и так далее. То есть в четыре года кухня Барби со всеми причиндалами – хит сезона, а в семь лет лучше дарить что-то для самостоятельного творчества. 

Л.С. Выготский  выделил несколько ролей взрослого в детской игре (они могут меняться в зависимости от ситуации). Взрослый может быть:

  • "Источником ресурсов", обеспечивающим игровыми материалами;
  • организатором игровой среды;
  • наблюдателем;
  • помощником;
  • партнером по общению;
  • партнером по игре;
  • посредником;
  • инициатором игры.
Когда мама – партнер по играм – это, конечно, здорово, но совсем не обязательно для нормального развития ребенка. Делайте вместе только то, что нравится Вам обоим, и не надо терзаться чувством вины, что вы «что-то ребенку недодали».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что скажете?