19 мар. 2011 г.

Читаем и играем с дошкольниками

Психологи называют детское сознание мифологическим, ведь из-за недостатка опыта и эгоцентризма ребенок не делает четких различий между реальным и воображаемым.
«Если очень долго прыгать и махать руками, то можно полететь».
«Цветное стеклышко, найденное на асфальте, - волшебное!»
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, беседуя с дошкольником на «взрослом»
языке, вы не всегда добиваетесь взаимопонимания: чтение сказок и ролевые игры - вот посредники, которые помогут вам донести до малыша необходимую информацию.
Как и любой другой вид искусства, сказка воздействует на ребенка благодаря механизму идентификации: малыш отождествляет себя с главным героем и вместе с ним переживает
все приключения. И хотя трагедия Колобка - выдумка , не имеющая под собой реальных событий
, - эмоциональный опыт , полученный деткой от прочтения этой истории, вполне реален.
Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки и игры не только для развлечения
малыша, но и для того чтобы научить его справляться со стрессом, общаться с окружающим миром
и помочь освоить разные социальные роли (например , представить себя школьником). Так что же нужно читать и во что лучше играть с детьми того или иного возраста?

2- 3,5 года
Что читать?
в этот период ребенок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара : на смену «Теремку» И «Репке» приходят более длинные и содержательные истории , например
«Три поросенка» и «Красная Шапочка». Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо
порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определенную сказку. Не отказывайте детке в таких странных на первый взгляд просьбах . Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребенка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение - и вот, наконец, становится понятно , что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а, наоборот, провожал ее. С похожими
языковыми трудностями сталкивается и ребенок , который всего-то три года как изучает русский.
Как читать?
Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя «особым» голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, «чтение по ролям» позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав «ваш» громкий лай, ребенок поймет, почему лиса испугалась собак.
» Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что «показывать пальцем нехорошо», и тычьте им в картинки . А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое «хижина» или «кочерга»?
» Избегайте сложных речевых оборотов . Не оспаривая талантов детских писателей,
стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые. Для неугомонного трехлетки сказки выполняют функцию одного из
главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.
Во что играть?
  От 2 до 3,5 лет ребенок успевает пройти две стадии развития игры. Первая заключается в воспроизведении отдельных действий взрослых или любимых персонажей: карапуз топает как
медведь, кормит куклу как мама и стучит молотком как папа. Но пока еще ребенок не  отождествляет себя с тем , кому подражает, он поглощен самим действием. На второй стадии возникают простые ролевые игры: трехлетний малыш моделирует и разыгрывает в лицах эпизоды знакомых сказок или повседневные ситуации, типа «похода В магазин» и «посещения
поликлиники». Он не только полностью входит в образ, копируя мимику, интонации и действия врача или продавца, но и требует от другого человека подыгрьmать ему. На этом этапе не  обойтись без учаcтия папы с мамой или старших братьев и сестер . Педагоги и психологи
заметили, что чем больше родители играют с ребенком, тем легче он адаптируется к реальным
жизненным ситуациям, в которых необходимо принять на себя роль пациента, покупателя или гостя.
 3,5 - 5 лет
Что читать?
Атрибуты, относящиеся к полу ребенка, приобретают для него все большее значение, и этот
процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает отождествлять себя с персонажами своего пола, и если он не находит  достойной фиrypы для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам
нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам - о смелых зайцах и «войнушках» . Этот возрастной период - время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками , поэтому сказки должны вьmолнять в первую очередь исцеляющую , психотерапевтическую
функцию. Допустим, если дочка перестала быть единственным ребенком в семье, стоит
сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки "Гуси-лебеди". Если же наследник боится темноты , то ему имеет смысл прописать по две страницы «Краденого солнца» ежевечерне . Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребенка ощущение, что на свете не
существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход . Если сказку читают родители, то малыш чувствует , что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется.
Как читать?
» Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, - лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду
вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом ее чешки? Каким бы очевидным ни было сходство снедавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь
созвучность своих переживаний и эмоций главного героя.
» Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребенок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях
главных персонажей - щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам?
» Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом вы поможете наследнику глубже по грузиться в сказку и поучаствовать в развитии ее сюжета . При этом малыш
может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в ее зелено-бородавчатом обличье. Пусть так и будет - настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребенок избавился
от эмоционального напряжения .
Во что играть?
Как и сказка, игра в этом возрасте выполняет функцию «мельницы», которая перерабатывает
все значимые эмоциональные впечатления и превращает их в полезный опыт либо в приятные
воспоминания. Повторяя то, что его  обрадовало или напугало, ребенок овладевает новыми впечатлениями и встраивает случившееся в свою картину мира. Кроме того, игра позволяет малышу преобразовать ситуацию: представить себя злым персонажем, победить обидчика
или продлить радостное событие. От 3,5 до 5 лет ребенок осваивает игры с простым сюжетом . Если раньше он просто бегал по квартире с крышкой от кастрюли и играл «в водителя автобуса», то теперь ваше жилище и впрямь напоминает маршрут «Бирюлево - Выхино» С пробкой из машинок на отрезке между письменным столом и книжным шкафом. Сюжет игры - это
последовательность ситуаций, связанных между собой, поэтому не вздумайте выносить из ванной дедушкин чемодан, надеясь , что сын про него давно забыл, - вы просто не знаете , что саквояж символизирует конечную остановку, до оторой ехать еще 1 час 1 7 минут! В сюжетно-ролевых играх обычно задействовано несколько персонажей, но детям младше 5 лет сложно
ориентироваться в отношениях между всеми героями, поэтому они упрямо придерживаются своей линии поведения. Если понаблюдать за четырехлетками , занятыми общей сюжетной игрой, то можно увидеть, что они играют не вместе, а рядом . При этом каждый  "перерабатывает» свою проблему и время от времени пытается вовлечь в этот процесс другого. Но детям еще сложно договориться между собой, поэтому в таких играх очень важно принимaть
участие взрослым - ведь только они моryт научить ребенка компромиссам и уступкaм.
5-6 лет
Что читать?
 Настало время вводить в читательское меню книги, описывающие разныe стороны человеческих отношений , - на смену царевнам и драконам должны прийти мальчики
и девочки , попадающие в легко узнаваемые ситуации . Подойдут "Денискины рассказы» В . Драгунского , "Пеппи Длинныйчулок" А. Линдгрен, "Мэри Поппинс» П . Трэверс и Т . д. Если в волшебных сказках сразу понятно, кто хороший, а кто плохой, то в книгах, где маленький главный герой то удирает от полицейских, то выливает на голову прохожим манную кашу, образы неоднозначныI . После 5 лет дошкольники способны сознательно проводить параллели между своим поведением и "книжными» детьми . "А я никогда так не делаю! » или "Я бы на его месте .. . » - восклицают детки.
Когда родители слышат подобные признания, у них возникает соблазн напомнить хвастуну , что прохожие, может, и не страдали от его каши, но собака бьmа расстроена, обнаружив в миске манку вместо привычного корма. Делать это нужно аккуратно - чтение должно быть для ребенка приятныIM времяпрепровождением, а не превращаться в "разбор полетов» .
Как читать?
» Не забывайте, что 5 лет - это возраст «почему?». Ребенка волнуют мотивы других людей, и одновременно он пытается разобраться в вашем отношении к прочитанному. Отвечая на вопросы о причинах поступков героев, избегайте навешивания ярлыков, типа «лентяй», «дурачок» или «простофиля».
)} в книгах, рассчитанных на зтот возраа, много юмора. Не отказывайте ребенку в удовольствии снова услышать nолюбившийся отрывок. Пусть смеется сколько захочет.
)} Книжки аановятся толще, и часто случается, что, дойдя до середины, ребенок теряет интерес к истории. Это нормально! Наследник выводит вас из себя более изощренным способом, время от времени npoся почитать про Карлсона с самого начала? Не сердитесь, поведение малыша говорит о том, что ему пока еще трудно удерживать в памяти длинную цепочку событий.
Во что играть?
На смену простым играм приходят сложные сюжетноролевые игры. Детям приходится
вступать в длинные дискуссии о том, кто кем будет, какие события произойдут и кто кого победит. как правило, пятилетки придают большое значение деталям : они стараются как можно точнее копировать любимые мультики и книги, подражают актерам и тщательно продумывают костюмы . Ребенок, как сорока, хватает все, что блестит или шуршит, и, прижав ручонками к груди, умоляет отдать ему немедленно. Ведь ваша шапка держит траекторию полета не хуже головного убора Шляпника из "Алисы в Стране чудес» - ну что вам , жалко? Не будьте жадиной ,
отдайте! А еще помогите немного ее перешить, перекрасить и слегка подкорректировать ножницами .Да, про шапку придется забыть, зато ваше чадо станет мастером на все руки.
6-7 лет
Что читать.
Ребенку скоро в школу? Это не повод, для того чтобы убирать в шкаф сказки и красиво
расставлять на полках Большую советскую энциклопедию! Если вы хотите , чтобы книги давали развивающий эффект, будьте внимательны к вопросам наследника, к его спорам с друзьями и играм . Не торопитесь назьmать сына, увлекающегося жизнеописаниями динозавров, палеонтологом , а дочку, не расстающуюся с книжкой о породах кошек, ветеринаром: уже
через месяц ребенок объявит вам о новом деле всей его жизни. Пора познакомить дитя с книгами о школе: человек должен знать о том, что его ждет в самое ближайшее время .
Как читать
)} Значительная чааь книг о школьниках была написана в советский период. Родителям, заставшим это время или просто хорошо знающим историю нашей страны, не кажется странным, что дети с красными тряпочками на шее лазают по помойкам в поисках металлолома или собирают у соседей по дому ненужные газеты и журналы. Но представьте, как это
воспримет ваш ребенок, которому не разрешают поднимать с земли даже монетки!
В общем, если вы посоветовали наследнику прочитать «Тимура И его команду», краткий
исторический экскурс лишним не будет.
)} Впервые в литературном рационе дошкольника появляются книги с груаным концом и событиями, nоказывающими, что жизнь не так уж легка и радостна . Найдите время для
обсуждения драматических эпизодов: если ребенок плачет, сочувствуя героям, не утешайте его тем, что книжка - всего лишь выдумка автора. Так действительно бывает, но человек cnособен преодолеть любые трудности!
)} Пользуясь случаем, просите дошкольника «помочь» вам прочитать то или иное слово или предложение .
Во что играть. 
Школьная тема начинает звучать и в играх ребенка .у черепашек-ниндзя вдруг появляется
наставник, обучающий их прыжкам с парашютом. А легкомысленная Барби теперь вынуждена
носить за плечами кубик, обмотанный ленточкой и именуемый ранцем. Воспользуйтесь моментом и привнесите в игру элемент реальности , рассказав , что носят в школьном рюкзаке , как раскладывают учебные принадлежности на парте , как сидят на уроках и Т.д. Постарайтесь построить игру так, чтобы в ней присутствовала фигура учителя - с указкой , строгим голосом и командой "Петров, к доске!».
К 7 годам дошкольник уже способен стать достойным соперником в любой настольной игре. Не важно, "Монополия» это или "Scrabble» ,главное - соблюдение единых для всех участников процесса правил . Если будущий первоклассник научится следовать инструкции, можно считать, что половина аттестата у него уже в кармане.
МАРИЯ БАУЛИНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,
ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ

Mamas&Papas 12/2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что скажете?